Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Долгосрочный проект «Познаем мир вместе»
Познание
Автор: Архипова Светлана Евгеньевна   
02.08.2024 13:28

Долгосрочный проект «Познаем мир вместе»Долгосрочный проект «Познаем мир вместе»

Архипова Светлана Евгеньевна

Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский

Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков.

Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

 

Скачать конспект

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

Развивать познавательно – исследовательскую активность у детей дошкольного возраста эффективно через проектную деятельность.

Реализация проекта строится на следующих принципах:

  • Демократичности (планирование совместно с родителями, педагогами, т.е. прозрачность действий).
  • Участия (вовлечение всех участников образовательного процесса во все стадии планирования, реализации и оценки).
  • Динамичности (развитие от простого к сложному).
  • Непрерывности (начало – результат в большом и малом, чувство связи: ребёнок — родители – детский сад).
  • Целостности (укрепление физического, умственного, социального и духовного здоровья).
  • Реалистичности (жизнеспособность).
  • Измерение успеха (оценка деятельности).
  • Интеграции.

Цель проекта: создание условий для развития у дошкольников познавательно — исследовательской деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».

Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи:

  • Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • Развивать собственный исследовательский и познавательный опыт;
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
  • Развивать у детей коммуникативность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий;
  • Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой;
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Проект делится на 3 блока:

1 блок «Неизведанное рядом» — возраст 3-4 года.

Цель: формировать умения младших дошкольников видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, развивать наблюдательность.

2 блок «Я в мире поиска» — возраст 4-5 лет.

Цель: расширять способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.

3 блок «Школа радужных открытий» — возраст 5-7 лет

(совместные исследования, проекты: дети – родители — педагог)

Цель: развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. Учить самостоятельно, добывать знания. Приобщать родителей к совместной реализации программы по познавательно – исследовательской деятельности.

Перспективное планирование 1 блока «Неизведанное рядом»

(приложение №1)

Данный блок проекта реализуется в младшем дошкольном возрасте, в этом возрасте отличительная особенность в познании, является: вижу – действую с предметами ближайшего окружения и знакомыми явлениями.

В 3-4 года только вводятся элементы проектной деятельности, и дети являются наблюдателями за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание.

Планируемый результат освоения 1 блока проекта.

  1. Сформированы первые представления о взаимосвязях в природе на примерах из ближайшего окружения.
  2. Сформированы умения наблюдать за окружающей действительностью.
  3. Проявляет интерес, любознательность и активность ко всему живому, природе в целом, объектам живой и неживой природы, наиболее ярко выраженным сезонным явлениям;
  4. Бережно относится к объектам исследования.
  5. Проявляет интерес к средствам и способам практических действий, экспериментированию с предметами и материалами.

Перспективное планирование 2 блока «Я в мире поиска»

(приложение №2)

Данный блок проекта реализуется с детьми 4-5 лет, в этом возрасте появляется новая форма в познании: способность понимать слово педагога без наглядности, понимают, что в этом мире все взаимосвязано, причинно — следственные связи лучше познают на знакомых предметах и явлениях, проекты в средней группе могут быть краткосрочными до 2 недель.

Планируемый результат освоения 2 блока проекта

  1. Использует предметы в соответствии с их назначением.
  2. Включается в наблюдения, в проведение опытов.
  3. Выделяет самостоятельно основания для сравнения живых объектов.
  4. Использует графические модели, для установления причинно- следственных зависимостей в природе.
  5. Отражает в речи результаты наблюдений, сравнений.
  6. Сформированы элементарные умения использовать добытую информацию в итоговых мероприятиях.

Перспективное планирование 3 блока

«Школа радужных открытий»

Данная часть проекта рассчитана на старший дошкольный возраст, в этом возрасте характерная особенность в познании: самостоятельность, педагог создает условия и руководит процессом.

3 блок проекта основывается на «Методике проведения учебных исследований» автора А.И. Савенкова, особенность данных исследований строится на продуктивных и исследовательских методах.

Алгоритм занятий:

  • мотивация
  • подготовительная беседа
  • практическое (экспериментальное) задание
  • анализ деятельности.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы);
  • фронтальная (беседа);
  • подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

Методы стимуляции и мотивации:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопроса, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу? ”

Игровые методы:

  • Практические
  • Наглядные
  • Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки,

Почемучки, «лаборанта» или «ученого».

Этапы проведения познавательно – исследовательской деятельности:

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога.

Первая стратегия заключается в том, что педагог задает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос.

Вторая стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка, а затем создается особая ситуация, в которой ребенок задается исследовательским вопросом.

Третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта.

Со временем дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из попытки понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются.

На втором этапе ребенок оформляет проект. Родители помогают ребенку, но следует помнить, что организатором является ребенок, родители выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу.

Третий этап – защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта: то есть подойти к воспитателю и записаться в график защит. Важно, чтобы родители подтвердили возможность своего присутствия на защите проекта и помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе. В день защиты проекта ребенок приносит свою папку с листами и перед началом своего выступления вывешивает их на стенде. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить их в правильной последовательности. Затем ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи и т. п.

Четвертый этап. После защиты работа с проектами не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, предъявленных в детских проектах. По окончании выставки проекты поступают в библиотеку группы детского сада, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.

Планируемый результат освоения 3 блока проекта

детьми 5-6 лет

  1. Владеет способами достижения цели, самостоятелен в выборе средств и материалов, необходимых для деятельности.
  2. Устанавливает причинно-следственные связи, делает первые обобщения своего практического опыта.
  3. Задаёт познавательные вопросы, с помощью взрослого выдвигает предположения, догадки.
  4. Включается в проектно-исследовательскую деятельность.
  5. Выдвигает гипотезы, проводит элементарные исследования.

Старший дошкольный возраст 6-7 лет

На 4 году реализации проекта «Познаем мир вместе», основывается на тесном взаимодействии с родителями.

Представление своих результатов работы дети представляют на «научном совете», тема для доклада может возникнуть спонтанно (по интересам детей), а может быть запланирована педагогом.

Итоговый результат освоения проекта

«Познаем мир вместе»

  1. Владеет способами познания (анализ, сравнение, классификация, сериация, суждение, обобщение, выводы).
  2. Пытается самостоятельно найти ответы на некоторые возникающие вопросы путём экспериментирования, проявляет творчество,
  3. Высказывает догадки, выдвигает гипотезы, проверяет экспериментально;
  4. Обсуждает результаты, делает умозаключения.
  5. Использует в процессе практического познания, экспериментирования специальные приборы, материалы (весы, термометр, лупа, линейка и т.п.).

Литература

  1. Белькович В.Ю., Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  3. Веракса Н.Е, Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет». – М.: Мозаика –Синтез, 2012.
  4. Зубкова Н.М, «Воз и маленькая тележка» СПб.: Речь, 2012.
  5. Дыбина О.В, «Ребенок в мире поиска» М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  6. Дыбина» О.В, «Неизведанное рядом» М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  7. Зубкова Н.М, «Воз и маленькая тележка» СПб.: Речь, 2012.
  8. Кочкина Н.А, «Метод проектов в дошкольном образовании» М.: Мозайка – Синтез, 2012.
  9. СавенковА. И, «Методика проведения учебных исследований в детском саду» Изд – во «Учебная литература» М., 2007.
  10. Теплюк С.Н, «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста» Владос, М., 2001.
  11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е, «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста» — Детство-Пресс, 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год