Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Несложные опыты с объектами природы как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Познание
Автор: Голубева Полина Дмитриевна Белостокова Марина Ивановна Орлова Елена Романовна   
28.12.2023 18:37

Несложные опыты с объектами природы как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.Несложные опыты с объектами природы как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

В двадцать первом веке проблема развития познавательной активности, является одной из актуальных. Данной проблеме, вопросам ее формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Во многих работах, развитие познавательной активности, связывают с наблюдением, вниманием, интересом и любознательностью ребенка[4]. Перед педагогами стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и хорошо ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности окружающего мира, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности.

 

Чтобы более детально изучить, что включает в себя понятие «познавательная активность» обратимся к анализу категории «активность». Учитывая мнение М.И. Лисиной, можно сделать вывод, что активность понимают как деятельность, готовность к деятельности и инициативность[228]. Раскрывая понятие «детская активность» обратимся к анализу целого ряда работ Н.Н. Поддъякова, выделяющего два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым[189]. Эти два типа достаточно тесно связаны между собой и редко выступают по отдельности. Собственная активность детейтесносвязана с активностью, идущей от самого взрослого, а знания и умения, полученные и усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, и он действует с ними как со своими собственными[189].

От того как педагог организует образовательный процесс обучения, будет зависеть продуктивность интеллектуального развития детей. Следовательно, формируясь в процессе деятельности, познавательная активность будет влиять и на качество данной деятельности, т.е. она станет выступать как средство и условие достижения цели[107]. Следует подчеркнуть, что во взаимодействии воспитателя с детьми, познавательная деятельность будет включать не только организованный процесс обучения, но также стихийное приобретение ребенком определенный знаний.

Большинство ученых отмечают, что на формирование познавательной активности, будет оказывать большое значение детское экспериментирования с объектами природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, дают возможность более отчётливо рассмотреть отдельные свойства, особенности предметов и явлений природы. Всю информацию об изменениях окружающего мира, ребёнок воспринимает через наглядное рассматривание. В процессе проведения опытов дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий его мир, используя разнообразные формы и средства воздействия на него.

Детское экспериментирование развивает у дошкольника умения изучатьокружающую действительность, выбирая адекватные способы познания. В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения и абстракции. Несложные опытыпобуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Это процесс не только глубокого умственного поиска, определённой степени развития логического мышления, но так же это этап формирования определённых качеств личности, формирование духовного мира и расширения интересов самого ребёнка, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям окружающей среды.

Для того чтобы правильно организовать экспериментально — исследовательскую деятельность детей, педагог должен владеть необходимыми методами и приемами, умением отбирать материал в соответствии с требованиями и возрастными особенностями детей, создать условия для детского экспериментирования, так же систематизировать работу по данному направлению[4]. В ходе обучения экспериментированию педагог должен использовать проблемные задачи, развивающие образовательные ситуации на разном содержании, учитывать предпочтения детей при выборе содержания материалов для детского экспериментирования. В работе педагога с детьми, в экспериментальной деятельности должна присутствовать некоторая недосказанность, незавершенность процесса решения проблемы в совместной с взрослым деятельности[5].

Детское экспериментирование в образовательном процессе дошкольного учрежденияявляется тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира,

основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Библиографический список

  1. И.В. Весенин, Л.В. Шинкарева «Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления»https: //cyberleninka. ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-doshkolnikov-suschnost-urovni-proyavleniya
  2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности».https://detstvo-press. ru/books/pdf/978-5-907009-22-6. pdf
  3. Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования».https://r1.nubex.ru/s14450-112/f652_35/Рыжова, %20Методика%20детского%20экспериментирования. pdf.
  4. Гончарова Л. И. «Развитие познавательной активности у дошкольников через опыты и эксперименты»https: //moluch. ru/archive/294/66600/.

© Голубева П.Д., Белостокова М. И., Орлова Е.Р.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год