Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ С БУМАГОЙ ПОИГРАЕМ, СЕКРЕТЫ ПРО НЕЁ УЗНАЕМ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Познание
Автор: Манукова Светлана Александровна сооавтор Шальнова Елена Дмитиевна   
19.12.2023 20:27

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ С БУМАГОЙ ПОИГРАЕМ, СЕКРЕТЫ ПРО НЕЁ УЗНАЕМ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫКОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ С БУМАГОЙ ПОИГРАЕМ, СЕКРЕТЫ ПРО НЕЁ УЗНАЕМ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: МАНУКОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах
  • развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи
  • учить делать выводы на основе эксперимента.

Развивающие:

  • пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность
  • развивать познавательную активность и интерес в процессе исследовательской деятельности
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам
  • воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.

Материалы и оборудование:

Бумага: цветная, картон, санитарная (салфетка), альбомная. Цветы (кувшинки), изготовленные из бумаги, кисть, акварель, ножницы, карандаши, палочки с острым концом. Проектор. Мешочек, береста, камень. Гелевые шары.

Предварительная работа: беседы о происхождении бумаги, об интересных фактах о бумаге, о производстве бумаги, об использовании ее в повседневной жизни, рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме, сбор коллекции «Виды бумаги».

Ход познавательно – исследовательской деятельности

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, проходите в группу! Посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей! Давайте поздороваемся с нашими гостями и еще раз друг с другом.

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

«Доброе утро!» — и маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное, и даже волшебное занятие. Я хочу вам предложить отправиться в Волшебную Страну экспериментов.

А как вы думаете, на чем же до этой Волшебной Страны можно добраться? (Ответы детей).

Так, как мы отправляемся в волшебную страну, я вам хочу предложить отправиться на волшебном транспорте, мы полетим туда на красивых волшебных шарах. Возьмите каждый себе по одному шарику, закройте глаза, и давайте скажем волшебные слова: "Раз, два, три-в волшебную страну попади!" (Дети произносят волшебные слова).

Ребята, вот мы и попали с вами в страну экспериментов.

А название этой страны, вы узнаете, отгадав загадку.

«Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой». (Бумага!)

Воспитатель: Правильно, ребята, это бумага! Наша волшебная страна называется «Бумажная страна!» и все в ней посвящено бумаге.

Основная часть

Входит Волшебник (плачет):

Волшебник: Здравствуйте, ребята! Я волшебник! А точнее только учусь! Мой учитель задал мне очень сложные задания! Мне одному не под силу с ними справится! Может быть, вы мне поможете?

Ответы детей

Волшебник: Вот первое из них. (Достает из мешочка камень, бересту и лист бумаги.)

Что у этих вещей может быть общего? Откуда это все взялось? И для чего нужно? Никогда мне одному не разобраться!!!

Воспитатель: Поможем разобраться волшебнику? Ответы детей

Ребята, что общего у этих трех предметов?

Предполагаемые ответы детей: на всем этом можно рисовать.

Воспитатель: Люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах.

Ребята, давайте попробуем на всем этом что-нибудь нарисовать?

Практические действия детей (линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте и написать их карандашом на бумаге).

Воспитатель: Первая бумага появилась в Китае.

Воспитатель предлагает подготовленному ребенку рассказать.

Ребенок: Давным-давно, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, делали ее в

Воспитатель: А в наше современное время бумагу делают машины на бумажных заводах.

Волшебник: Скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Волшебник: Почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

Воспитатель: А прочная ли бумага? Мы с вами сейчас проверим.

Я хочу пригласить вас и нашего Волшебника в лабораторию, где мы будем проводить опыты с бумагой. (Дети заходят в лабораторию, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки бумаги).

Сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь и описывают свойства).

Какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов.

Опыт №1

Возьмите в руки лист бумаги и лист картона. Картон – это тоже бумага, но только более плотная. Попробуйте смять (скрутить, согнуть) бумагу и картон.

Что легче мнется, скручивается, сгибается бумага или картон? (Ответы детей).

Вывод: Чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

Опыт №2

А теперь порвите бумагу и картон.

Что легче рвется? (Ответы детей)

Вывод: Картон толще, чем бумага, бумага рвется легче, а картон труднее. Значит, бумага рвется легче в зависимости от толщины.

Опыт №3

Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.

Что легче разрезать? (Ответы детей)

Вывод: Картон толще, чем бумага. Бумага режется легче в зависимости от толщины.

А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).

А теперь проверим, как бумага разной толщины «ведет» себя воде.

Опыт №4

Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? (Ответы детей)

Вывод: Тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, этот материал не прочный.

Волшебник: Дети, а как вы думаете, бумага легко горит?

Опыт №5

Бумага легко воспламеняется и горит. Этот опыт очень опасно проводить! Как вы думаете почему? (Ответы детей) Верно! Можно получить ожог, и может случиться пожар.

«Помни правило — ты бумагу и огонь никогда один не тронь».

Поэтому посмотрим этот опыт на экране. (показ опыта)

Вывод: Бумага горит.

Воспитатель: Устали? Давайте отдохнем и поиграем.

Физкультминутка

По бумаге я бегу,

Все умею, все смогу: (бег на месте)

Хочешь-домик нарисую, (встать на носочки, руки вверх изображая крышу)

Хочешь-елочку в снегу, (приседания)

Хочешь-дядю, хочешь-сад. (повороты в стороны, руки на пояс)

Мне любой ребенок рад. (прыжки на месте)

Волшебник: Ребята, я вместе с вами изучил свойства бумаги и много нового узнал о ней. И теперь я готов выполнить другие задания своего учителя! Только мне нужна ваша помощь! Вы мне поможете? (ответы детей).

Задание № 2: «Живые цветы»

Волшебник: показывает детям цветок, сделанный из бумаги.

Как называется этот цветок? (Кувшинка)

Где он растет? (На озере, на пруду)

Волшебник: Возьмите по кувшинке и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «ЭЙ, ЦВЕТОЧКИ, ПРОСЫПАЙТЕСЬ! ЛЕПЕСТОЧКИ РАСКРЫВАЙТЕСЬ!»

Дети наблюдают за раскрытием лепестков.

Волшебник: Как вы думаете, а в чем секрет? Почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения)

Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.

Задание № 3 «Тайное послание».

Посмотрите, на этот чистый альбомный лист. Сейчас я произнесу волшебные слова: «Рекс-пэкс-фэкс», закрасим лист бумаги краской и проявится тайное послание. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

Дети проводят кистью по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы. Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.

Объяснение волшебника: Ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.

Волшебник: Какие мы молодцы! Благодаря вам, я выполнил все задания моего учителя. И мне они показались даже немного волшебными.

Ребята, а вам понравилось со мной выполнять задания? Теперь вы сможете показать их своим родителям и друзьям, только не забывайте про волшебные слова.

Мне кажется, что наши гости немного загрустили! Для них у меня тоже есть интересное задание! (Раздает гостям ножницы и бумагу)

«Как в обычном листе бумаги сделать отверстие достаточно большое, чтобы вы могли через него пролезть?».

Волшебник: Спасибо всем за помощь. Мне пора возвращаться к моему учителю, в школу волшебства.

Воспитатель: Нам тоже пора возвращаться в наш любимый детский сад! И тебе, дорогой наш Волшебник, мы с ребятами хотели бы подарить нашу коллекцию с «Виды бумаги», на память о нашей встрече.

Волшебник прощается с детьми и уходит.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмем наши волшебные шарики, закроем глаза и скажем волшебные слова все вместе: Раз, два, три, в детский садик попади.

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо сегодня потрудились.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Что нового мы узнали?

- Вам понравилось проводить эксперименты с бумагой?

Наши ученые наблюдали за нами всё время и хотят вас наградить значками.

Скажем нашим гостям до свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год