Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные превращения»
Познание
Автор: Куртаева Галина Владимировна   
27.11.2023 12:41

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные превращения»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные превращения»

Куртаева Галина Владимировна

Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги);
  • знакомить детей с техникой проведения опытов
  • обогащать словарный запас детей новыми словами (эксперименты предположения, вывод).

Развивающие:

  • учить анализировать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение;
  • развивать логическое мышление
  • стимулировать познавательную активность детей.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов
  • формировать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
  • продолжать формировать умение работать в коллективе.

Методы и приемы:

  • практический: физкультминутка, исследование предметов
  • словесный: рассказ воспитателя, беседы, художественное слово, вопросы
  • наглядный: макет вулкана.

Материалы и оборудование:

Конверт с приглашением, 2 стола, маски-ободки с изображением химических пробирок, поднос с набором бумажных цветов, небольшой бассейн с водой, пластиковые стаканы, емкость с чистой водой, 1,5-литровая бутыль с газированной водой, пластилин, гуашь, кисточки, пластмассовые ложечки, сахарный песок, пустая стеклянная емкость, макет вулкана на подносе, сода пищевая, жидкость для мытья посуды, уксус, запрещающий знак, бумажные медальки, альбомные листы для рисования, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо, а в нем приглашение в лабораторию «Удивительных превращений» (воспитатель достает из конверта приглашение). А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей). Правильно, лаборатория – это, то место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Ребята, а вы хотите побывать в лаборатории? (ответы детей). Для того, чтобы нам отправится туда нам нужно превратиться из ребят в ученых, а для этого давайте произнесем заклинание:

Топ-топ (дети топают ногами)

Хлоп-хлоп (дети хлопают в ладоши)

Вокруг себя повернись (дети поворачиваются)

В ученого превратись.

(Детям на голову одеваются маски-ободки с изображением химических пробирок).

Воспитатель: ребята, мы с вами превратились в настоящих ученых и прежде чем мы отправимся в лабораторию, необходимо изучить правила безопасного поведения:

  1. Внимательно слушать объяснение и только после этого приступать к опыту.
  2. Нельзя ничего брать в рот.
  3. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
  4. Во время опыта будь аккуратным, чтобы ничего не просыпать, не пролить.
  5. Не забывать после каждого опыта сделать выводы.

Вам интересно узнать, с каким веществом мы будем проводить опыты? (ответы детей). А узнаете, отгадав загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах.

- Что такое вода? (ответы детей)

- Назовите уже известные вам свойства воды. (ответы детей)

- Для чего нужна вода? (ответы детей)

Молодцы ребята! А хотите еще больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда нам пора отправляться в лабораторию «Удивительных превращений».

Первая лаборатория где мы с вами оказались называется «Кувшинки».

Опыт 1.

На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут.

Их все кувшинками зовут…

(На столе стоит небольшой бассейн с водой и рядом на подносе бумажные цветы, дети встают вокруг стола).

Воспитатель: Ребята, а приходилось ли вам наблюдать, как распускаются цветы? (ответы детей). У нас на столе лежат кувшинки, сделанные из бумаги. Вам нужно взять по одному цветку и бережно положить их на поверхность воды и посмотреть, что произойдет с ними (дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками, в воде цветы «распускаются»). Ребята, как вы думаете почему лепестки цветов стали раскрываться? (ответы детей).

Вывод: бумага впитала в себя воду и лепестки под тяжестью воды распрямились.

Следующая лаборатория, куда мы отправляемся, называется «Живой пластилин».

Опыт 2.

(У каждого ребенка в одном стакане налита чистая вода, во втором – газированная вода).

Воспитатель: Ребята, в каждый стакан положим по несколько кусочков пластилина (размером с рисовое зернышко). Давайте посмотрим, что происходит в первом стакане? Что происходит во втором стакане? (ответыдетей). В первом стакане обычная вода, пластилин оседает на дно. Во втором стакане вода газированная, кусочки пластилина сначала падают на дно, но на них сразу же будут образовываться пузырьки газа. Вскоре их становится так много, что кусочки пластилина всплывают на поверхность.

Вывод: воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают кусочки пластилина на поверхность.

Ребята, мы с вами немного устали, наступила пора отдохнуть.

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте),

Наклонились и умылись (наклон вперед, руки на пояс),

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),

Вот так славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперед),

Одной, другой – это кроль (круги руками поочередно),

Вот поплавали мы с вами,

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.

Мы набрались сил и отправляемся в следующую лабораторию, которая называется «Радужный стакан».

Опыт 3.

(Детей делят на две группы, каждому ребенку раздается стакан с водой, гуашь и кисточка. Дети окрашивают воду каждый в свой цвет).

Воспитатель: первая группа ребят переливает воду из стаканов в пустую емкость. Ребята, что произошло с окрашенной водой? (ответы детей). Да, все цвета перемешались. Вторая группа ребят насыпает в стаканы разное количество сахарного песка (один ребенок 1 чайную ложку, второй – 2чайные ложки и т.д., получаются сиропы разной консистенции). А теперь по очереди аккуратно переливаем воду из своих стаканов в одну пустую емкость, начиная с меньшей концентрации. Ребята, что теперь произошло с окрашенной водой? (ответы детей).

Вывод: разноцветные слои не перемешиваются из-за того, что в сиропах разная концентрация: сироп с меньшей плотностью оказался наверху, а с большей – внизу.

А теперь, ребята, проходите в увлекательную лабораторию, которая называется «Извержение вулкана».

Опыт 4. (опыт выполняется воспитателем, на столе ставится запрещающийзнак).

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Из пластиковой бутылки и картона изготавливается макет вулкана,

Обмазывается пластилином. Заготовка размещается на какой-либо емкости. В жерло вулкана добавляется столовая ложка соды, наливается жидкость для мытья посуды, выливается примерно пол баночки покрашенной красной краской воды. В жерло вулкана добавляется уксус. После этого начинается «извержение» вулкана и из него вытекает «лава».

Вывод: вулкан «извергается» в результате взаимодействия двух веществ – соды и уксуса, в результате этой химической реакции выделяется углекислый газ в виде пены.

Рефлексия:

Молодцы, ребята! Мы справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей). Мне очень понравилось, как вы справлялись со всеми заданиями, и я хочу вручить вам памятные медали (вручение медалей). Впереди нас ждут новые открытия, но сейчас нам нужно возвращаться обратно в детский сад, а для этого мы должны превратиться обратно из ученых в ребят, давайте произнесем наше заклинание:

Топ-топ (дети топают ногами)

Хлоп-хлоп (дети хлопают в ладоши)

Вокруг себя повернись (дети поворачиваются)

В ребят снова превратись.

(с головы у детей снимаются маски-ободки).

Ребята, мы снова оказались в детском саду, и я хочу предложить вам нарисовать на листке бумаги тот опыт, который вам больше понравился (детям раздаются альбомные листы и цветные карандаши).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год