Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Мой Дагестан»
Познание
Автор: Исахмедова Сайганат Абдулхаликовна   
16.09.2023 20:13

Проект «Мой Дагестан»Проект «Мой Дагестан»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 комбинированного вида»

Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад № 60» Абакарова Л.Х.

Автор и составитель воспитатель: Исахмедова С.А Махачкала 2021

Содержание:

  • Актуальность темы
  • Цели и задачи
  • Этапы реализации
  • Заключение
  • Список использованной литературы…
  • Приложение

Актуальность проекта:

 

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило к проведению краеведческой работы. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона «Об образовании» РФ и ФГОС ДО произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проживая в республике Дагестан, городе Махачкала, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории республики, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил республику, город, начнут проявлять интерес к событиям жизниреспублики, своего города и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Воспитание любви и уважения к родной стране, республике, городу является важнейшей составляющей гражданско-патриотического воспитания.

Цель проекта: Воспитание гражданина и патриота своей республики, страны, формирование духовно-нравственных ценностей.

Задачи проекта:

  • дать знания детям о родной стране, республике, городе (история, символика, достопримечательности)
  • продолжать знакомить с культурой, обычаями и традициями народов Дагестана
  • познакомить с именами тех, кто основал и прославил город
  • воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им
  • познакомить с героями Дагестана: Магомед Гаджиев (подводник), Валентин Эмиров (лётчик) и др
  • познакомить с творчеством писателей (Расула Гамзатова, ФазуАлиевой, Ахмед-Хан Абубакара и др,, композиторов (МурадаКажилаева, ШирваниЧалаева, Шамхалова и др.) Дагестана и выдающимися дагестанцами (Мусой Манаровым-косманавт, МагомедомТалбоевым-лётчик –испытатель).

Подготовительный этап.

Задачи подготовительного этапа:

  • создание дагестанского уголка
  • подбор методической и художественной литературы по теме
  • разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.

На подготовительном этапе — донести до сведения родителей важность и значимость данной темы.

Совместно с родителями создать предметно- развивающую среду в группе.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

Срок реализации — краткосрочный

Ожидаемые результаты:

  • дети должны знать и называть свою страну, республику, город, достопримечательности родного края и их значимость; символику
  • у детей должно быть сформировано чувство гордости за свой народ и за свою республику.

Провести работу по 5 образовательным областям в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основной этап. Реализация проекта в интеграции всех образовательных областях

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Чтение стиховна родных языках.
  2. Чтение художественной литературы (Р. Гамзатов «Там уже поблекшие долины», Ш-Х Алиева «Как вязались руковицы», Н.Юсупов «Песнясапожника», «Чабан Рабадан», Р.Рашидов «Гончар из аула Балхар», «Умный балхарец» и др.);
  3. Составление рассказа про любимый город.
  4. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о республике, городе»
  5. Разучивание стихов и песен о Махачкале.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Экскурсии по достопремечательствам города

экспонаты краеведческого музея, Музея боевой славы в городе Махачкале.

Беседы о родном городе, столице Дагестана и других городах (гербе, достопримечательностях (Сары-кум, Каспийское море, музеи, памятники и т.п.);

Знакомство с народными праздниками ( «Первый шаг малыша», «Праздник первой борозды», «Навруз-байрам», «Наречение именем и др.);

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Знакомство (закрепление) детей с работами балхарских, унцукульских, кубачинских, табасаранских умельцев;

Декоративное рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства Дагестана;

Лепка из глины балхарской игрушки, кувшинов;

Лепка «Животные и птицы родного края»

Аппликация «табасаранские ковры»;

Музыкальные занятия (песни и танцы народов Дагестана).

Оформление музыкального уголка в дагестанских традициях

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Проведение цикла познавательных занятий, на темы:

“Город Махачкала – столица республики Дагестан»,

  • «Прошлое и настоящее»,
  • «Моя Родина –Дагестан!»

2. Оформление альбомов: “Достопримечательности моего города”, “Красная книга родного края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края»

3. Оформление дидактических игр по краеведению:

“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

4. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

5. Образовательная область «Физическое развитие»

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах:

(обыгрывание тем: «труд рыбаков на Каспии», «труд виноградарей», «труд чабана», «труд ковровщицы», «труд златокузнецов», «труд балхарских умельцев» и др.). Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства.

4. Работа с родителями:

  • помощь родителей в сборе иллюстраций и информации о достопримечательностях Дагестана
  • экскурсии родителей со своими детьми в краеведческий музей
  • участие в оформлении выставок, дагестанских уголков.

3 этап – заключительный

Презентация проекта:

  1. Оформление выставки работ детей «Мой Дагестан».
  2. Комплексное интегрированное занятие «Дагестанская ярмарка».
  3. Праздник «Я люблю свой край родной»

Заключение

Работа по подготовке к сюжетно-ролевой игре должна быть целенаправленной и включать большую работу по обогащению знаний детей и положительных впечатлений о родном крае. Если дети вместе с воспитателем будут обыгрывать такие темы, как «Дагестанская ярмарка», «Поездка к тете Патимат на море», «Балхарские (унцукульские, кубачинские) умельцы», «Путешествия по городам Дагестана» и др., то сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Дагестану» может стать содержательной и интересной.

Использованная литература

1. Гусарова Л.Ф. Проектная деятельность в детском саду (Махачкала 2013г.)

3. Байрамбеков М.М. Система работы по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Дагестана (Махачкала 1994г.)

4. Кондратова В.В. Дети гор (программа. Махачкала 2002г.)

6. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана (Махачкала 1992г.)

7. Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана (Махачкала 1992г.)

Приложение

Праздник «Я люблю свой край родной»

Цель: с традициями, обычаями и обрядами Дагестана, с жанрами устного народного творчества (песни, считалки, заклинки, игры, танцы).

Ход мероприятия

1. ведущая: Неповторимыми и своеобразными являются и традиции горцев. Но общим и основным для всех является, то что горцы во все времена славились искренней любовью к друзьям и жгучей ненавистью к врагам. Другой важной чертой складывания адатов и традиции является тесная связь с соседями: кумыкскими шамхалами, аварскими ханами, свободолюбивыми чеченцами и мн. др.

Песня «Приезжайте в Дагестан» (муз. И слова К.Касимова).

Приезжайте в Дагестан и зимой.

Приезжайте в Дагестан, дружною гурьбой

Припев:

Приезжайте в Дагестан,

к нам из разных стран.

Примем всей душой,

Всем салам большой.

Мы под солнцем и луной, жит желаем дружно

И отлично послужит, родине нам нужно.

Припев.

Дагестан- одна семья, братьев и сестер,

Всю огромную страну, видно с наших гор.

2 ведущая: Наша малая Родина – Дагестан! В переводе «страна го».

Удивительно богат наш край своими великими горами, цветущими садами и чистыми ручьями. Дагестан – многонациональная страна, с сложившимися веками традициями и обычаями.

1 ведущая: Несмотря на различие языков, обычаев и традиций, народ Дагестана всегда был очень дружным.

Девочки исполняют «Чеченский танец»

2 ведущая: У каждой национальности свои традиции, обычаи и свой характер. Давайте познакомимся с их жизнью.

1 ведущая: Народная мудрость гласит: «Еда-основа жизни». Всегда на земле

сначала существования людей еда оставалась и остается на первом месте. Из уст в уста передавались и дошли до нас пословицы о труде и еде.

«Труд и терпение превращаются в золото»;

«Если две головы согласны, а четыре руки работают, дом разбогатеет»;

«Не потеть спине -не теплеть брюху»;

«Кто весной не сеет, тот осенью не жнет».

Сценка «На кукурузном поле»

Семья: отец, мать и их маленький сын в люльке находятся на кукурузном поле во время прополки.

Мать (восхищенно): Ой, посмотрите, как выросла кукуруза! Какие крупные початки! Машааллах, машаалах. Имам иди обедать, я тебе принесла лепешку из кукурузы и молоко.

Отец (вытирает пот с лица, подходит к люльке с сыном и поет колыбельную):

Будешь ты, сынок, расти, чтобы все уметь,

Чтоб у волка из зубов мясо мог отнять.

Будешь ты, сынок, расти, чтобы ловким быть,

Чтоб у барса из когтей птицу утащить.

Слушать речи стариков и друзей иметь

Будешь ты, сынок расти, богатеть умом,

Тесной станет колыбель, ты взмахнешь крылом.

После еды, отдохнувшие отец с матерью танцуют, а затем продолжают прополку.

1 ведущая: А теперь отправимся на равнину к кумыкам на праздник «Навруз байрам» (Наступление весны).

Дети в нарядной национальной одежде обходят дворы с пожеланиями наступления весны:

Весна молодая хозяйка,

С плеча уроню я платок-

И вот запестрела лужайка,

И шмель опрокинул цветок.

Бегите из дома взгляните-

Прекрасна весною земля! (Навруз байрам къутлуболсун»)

А хозяева одаривают детей сладостями, яйцами, мукой.

Проводится игра «Прыжки через костер».

2 ведущая: Как оценивается ловкость, мастерство и рукоделие женскихрку? По качеству и красоте ковров сотканных прекрасными девушками Табасаранского района. Этот район прославился ковроделием не только в Дагестане, но и за рубежом. Даже американский посол постелил себе дербентские ковры.

1 ребенок:

Где узоры для ковра, ты нашла, сестра, скажи?

На лугу полно цветов, погляжу- узор готов.

Тур промчался по горе, след остался на ковре.

2 ребенок:

«Таки – таки – таки — ток» — это маленький станок.

З станком сидит Назлы, вяжет девочка узля.

3 ребенок:

«Таки – таки – таки — ток» — весело станок поет.

Вяжет девочка узлы- будет коврик у Назлы.

1 ведущая: А сейчас отправимся в высокогорный даргинский аул Кубачи.

«Тайну кубачинского искусства

Не ищите в нитках серебра,

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы- мастера».

1 ребенок:

Чтоб дальше жить могло стихотворные,

Учусь друзья, то весел, то суров,

Иметь я кубачинские терпенье,

Взыскательность аульских мастеров.

2 ребенок:

Кто думает, работ наша- мед,

Пусть в Кубачи хоть на денек придет.

3 ребенок:

Узнаешь ты по голосу певца,

А по узору — златокузнеца.

2 ведущая: Перед вами прекрасные кувшины, сделанные искусными мастерами из Балхара.

1 ребенок:

Самые красивые кувшины

Делаются из обычной глины.

Так же как прекрасный стих,

Создают из слов простых.

2 ребенок:

Балхарские девушки лепят кувшины,

Украсив узором затейливым им

И желтая глина и белая глина

Мелькают в проворных руках золотых.

3 ребенок:

Балхарец — гончар за работу спокоен,

Сделан кувшин не простой,

В ауле такой наполняться достоин,

Лишь родниковой водой.

1 ведущая: Есть в Дагестане прекрасное село в котором живут лакцы.

Название ему «Цовкра». Лакцы говорят: «В каждом орехе сидят внутри шуты из Цовкры». Жители этого аула выбрали для себя совсем необычное занятие-ремесло. С детства все здесь- акробаты, канатоходцы. Теперь это для них и спорт, и искусство, и любимое занятие на досуге.

Звучит старинная лакская музыка. Мальчики ходят по канату.

В это время выходит 2Думай» — шут, который по старинному обычаю разбрасывает из своей сумки отруби или зерно, пляшет, кувыркается.

2 ведущая: Объявляется игра «Скачки». Чей конь пробежит быстрее.

Победившему коню на шею завязывают гормендо (старинный платок).

Затем победитель-всадник получает в подарок барана и танцует вместе с девушкой.

Посиделки у очага.

Мальчики и девочки сидят в кругу (коллективное трудовое воспитание).

Подготовка кукурузных зерен к посеву. В середине на скатерти разложены

Национальные блюда. Мальчики и девочки соревнуются в острословии.

О мальчике:

Лоб, как бумага, белый, брови чернильно-черны,

Глаза, как ногайский жемчуг,

Щеки, как яблоки в саду Ахмеда,

Губы медовые, сладкие,

Подбородок -спелая груша,

На всех, десяти пальцах

Ногти, будто монеты серебра. (Кубачи)

О девочке:

Как будто из разных цветов, созданная,

Как будто из красивых трав, сплетенная.

О мальчике:

Красивоокий медвежонок.

Шкатулка, хранящая золото.

Грузинский белый виноград.

Серебряное излучение-

Маленький мой огонек. (Аварская)

1 ведущая: В конце хотелось бы сказать: Хвала и величие тебе большой народ. Маленького Дагестана! Хвала Родине творцов, поэтов, писателей и великих героев!

Да здравствует великая дружба людей, многонационального Дагестана!

Песня в исполнении педагога.

«Мой Дагестан»

У каждого на этом свете есть райский свой уголок,

Всевышний доверил нам это, чтоб каждый все это сберег,

Здесь горы, Каспийсое море, и зелень повсюду цветет,

Вот город строят и села, красивый народ здесь живет.

Припев

Дагестан- древнейший край,

Многокрасочный, как рай.

Все народы здесь равны,

Все друг другу мы нужны,

Цену дружбы знаем мы,

Эти узы так важны,

Дагестан мой, Дагестан,

Там и здесь моя родня.

2 ведущая: Спасибо всем присутствующими. Объявляется танец «Лезгинка» для всех!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год