Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования квест-игр.
Познание
Автор: Лосева Юлия Сергеевна Денисова Татьяна Леонидовна Сибрина Ольга Владимировна   
29.05.2023 13:37

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования квест-игр.Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования квест-игр.

Цель мастер-класса: повышение педагогической компетентности воспитателей в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

 

Финансовая грамотность — это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается всё больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своём будущем, чувствует себя гораздо лучше. И, поэтому, наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться денежными средствами. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания. Поэтому, формирование элементарных экономических представлений и формирование финансовой грамотности целесообразно начинать с дошкольного возраста.

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации. Назовите их.

  • загадки
  • пословицы
  • сказки
  • экономические задачи
  • дидактические игры
  • сюжетно-ролевые игры с экономическим содержанием
  • занятия
  • кроссворды
  • проблемные ситуации.

Таким образом, основной формой организации деятельности дошкольников по изучению финансовой грамотности – это игра!

Квест- игра – одна из таких форм. Квест – приключенческая игра, участники которой перемещаются по локациям, находят и выполняют задания, чтобы достичь итоговой цели и получить награду. В образовательном процессе детского сада квест-игра – это организованная исследовательская деятельность. Чтобы провести квест с детьми, воспитатели должны определить правила и участников, написать сценарий, задействовать помещения, рассчитать время и продумать задания. Эта форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна и увлекательна для воспитанников.

Алгоритм проведения квеста

Перед подготовкой к квесту определите главную цель проведения: чтобы дошкольники закрепили понятия по конкретной теме из курса по финансовой грамотности или продемонстрировали обобщенные знания по нескольким темам. В этом случае вы сможете создать ситуацию успеха, в которой воспитанники выполнят все задания и продемонстрируют свои знания. Обычно квест выступает как диагностический инструмент, с помощью которого вы можете провести мониторинг освоения программы по финансовой грамотности. Поэтому лучше квест-игру проводить после того, как дети изучат отдельную тему, или в конце годового курса.

1. Выбрать вид квеста.

Квест может быть линейным, кольцевым или штурмовым. Во всех видах участники сразу узнают цель, которую им нужно достичь. Она должна быть понятна всем участникам. Для этого педагог придумывает легенду, которая заинтересует детей и будет мотивировать их выполнять задания.

2. Выберите направленность сюжета.

Направленность поможет придумать и развить сюжет. Это может быть соревнование, исследование, расследование чего-то загадочного, помощь кому-то, путешествие.

3. Подготовьте примерный сюжет

Подумайте, с чего начнется квест, как участники будут продвигаться по нему, к чему придут в итоге. Сюжет квест-игры должен быть основан на прохождении участниками заданного маршрута. Например, дети отправляются на поиски клада, посещают разные станции, где выполняют задания по финансовой грамотности, и в конце находят, например, сундук с шоколадными монетами. При создании сценария квеста педагогам особенно важно продумать логичный финал. Если вспомогательные предметы, которые дети зарабатывают в процессе игры, например монеты или ключи, потеряют назначение в конце игры – работа, которую проделали дети, обесценивается.

4. Продумайте задания и реквизит.

Необходимо спланировать интересные задания, чтобы дети захотели их выполнить, а также чередовать активные и спокойные виды деятельности. Это могут быть игры и обсуждения, трудовые поручения, восприятие художественной литературы, конструирование, двигательная активность, ребуса, шифр, пазл, творческие задания, задания-опыты, лабиринт. Однотипные задания не вызовут у детей эмоциональный отклик. Дошкольники быстро устанут и начнут отвлекаться, и воспитателям будет сложно вернуть их в игру.

5. Проверьте сценарий квеста на логичность и продолжительность

В сюжете не должно быть противоречий. Участники должны логично передвигаться от завязки к развязке сюжета. Воспитателю-организатору квеста важно посчитать, сколько времени понадобится участникам квеста на путь от станции к станции, на выполнение заданий.

Ожидаемый результат квеста – вызвать у дошкольников желание изучать финансовую грамоту дальше. Вы должны в игровой форме заинтересовать их финансовой тематикой, заложить азы финансовой культуры. Это позволит сформировать у дошкольников необходимые установки по отношению к деньгам и систему финансовых ценностей, которая в дальнейшем поможет им стать финансово благополучными людьми.

Раздать памятки «Как написать сценарий квеста»

Уважаемые коллеги! Предлагаю всем вместе сыграть в квест-игру «Помоги Рублику»

Вед. Сегодня мне курьер доставил посылку и видеописьмо от Рублика из города Экономика. Здравствуйте, ребята! У вас скоро выпускной, и к этому празднику я подготовил для вас ценные подарки. Чтобы не потерять, хранил их в сейфе. Но, гуляя по городу Экономика, на меня налетел злой ветер. Он вырвал лист, на котором был написан код от сейфа, разорвал его и развеял по городу Экономика. Помогите найти и собрать код. С помощью него вы откроете сейф и получите мои подарки.

Вед. Посмотрим, что же в посылке!? Здесь сейф и карта, которая поможет добраться до города Экономика и там отыскать код.

Вед. Все готовы? Тогда отправляемся. Автобус нас ждёт!

Вед. До города ехать далеко. Чтобы не было скучно, я приготовила «хитрые» вопросы.

  1. На чем разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (Соль)
  2. Что делает с рублем копейка? (Бережет)
  3. Какие деньги родители выделяю своим детям? (Карманные)
  4. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «Это умение продать одну картофелину по цене килограмма? (чипсы)

Вед. Вот мы и добрались. Давайте посмотрим на карту. На ней обозначены места, пройдя через которые и выполнив задания, мы соберем код от сейфа. Если мы рассмотрим карту-схему, то поймем, какой цифрой у нас обозначено начало путешествия. (Цифра 1).

Вед. Куда мы попали, вы узнаете, отгадав загадку.

В этом доме все бывают,

Сразу бланки заполняют,

Вносят в кассу платежи…

Что это за дом, скажи? (Банк)

Вед. Мы попали в банк. Кто хозяин банка? (Банкир). Он для нас оставил задание, выполнив которое мы получим первую часть кода.

На этой картинке спрятаны поддельные деньги: 2 купюры и 1 монетка. Они отличаются от остальных. Сможете ли вы их найти?

Вед.: Молодцы! У нас первая часть кода. Отправляемся далее. В здание под каким номером? (2). Что это за место, вы узнаете, отгадав загадку:

Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

Вед.: Директор магазина оставил нам задание. Найди на картинке предметы.

Вед. У нас вторая часть кода. Хорошо мы постарались. Какая следующая цифра? (3) Куда же мы попали? (Фитнес-центр)

Вед.: Инструктор фитнес-центра предлагает выполнить разминку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «БУДЕМ ДЕНЕЖКИ СЧИТАТЬ»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Вед. Третью часть мы получили. Молодцы! В месте под каким номером нам осталось побывать? (4) Отгадайте.

Тут грохочут поезда,

Шумно тут почти всегда.

Если едем на край света,

Покупаем тут билеты. (Вокзал)

Вед.: Послушайте задание от начальника вокзала. Друзья решили отправиться за границу. Но они не знаю на билет в какую страну им хватит денег. Чтобы узнать, куда могут отправиться ребята, реши примеры на монетках. Сложи все полученные чётные числа, и ответ укажет на страну.

Вед.: Мы собрали код. Нам можно с этого вокзала отправиться в детский сад и там открыть сейф.

- Мы ввели код и открыли сейф. Какие подарки приготовил нам Рублик? (Медали)

-Что нужно ему сказать? (Спасибо)

Если вам было интересно – похлопайте, а если нет — потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия!

Играйте с детьми в экономику!

Благодарю всех! Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Поварницина Г.П., Киселёва Ю.А.. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры. Изд. 2-е, испр. — Волгоград: Учитель.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2022
  3. Финансовая грамотность для детей. Книжка для детей. ООО «Феникс+»
  4. Интернет-ресурсы
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год