Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СТАТЬЯ «СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
Познание
Автор: С.В. Афанасьева, Н.В. Афанасьева   
09.05.2023 23:14

СТАТЬЯ «СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»СТАТЬЯ «СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

С.В. Афанасьева, Н.В. Афанасьева МБДОУ «Детский сад № 167» г. Чебоксары,

Аннотация: в статье представлен анализ опыта работы современных дошкольных образовательных организаций по проблеме психолого-педагогической поддержки инициативы детей дошкольного возраста в условиях опытно–экспериментальной лаборатории. Рассмотрены условия создания центра экспериментирования, его наполнения, возможности и варианты использования в работе с детьми.

Ключевые слова: дошкольники, инициатива, опытно–экспериментальная лаборатория, предметно–развивающая среда, экспериментирование.

 

На сегодняшний день происходящая в нашей стране модернизация системы образования, в соответствии с требованиям ФГОС ДО, требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов работы. Дошкольное образование, следуя государственному заказу, отражающему инновации в основных сферах науки и социальной практики, ориентировано на поддержку инициативы ребенка. Опираясь на возрастные нормативы развития дошкольника, современные ученые выделяют следующие сферы инициативы как свойства личности: творческую; инициативу как целеполагание и волевое усилие; коммуникативную и познавательную. Возникает закономерный вопрос о выборе средств и способов ее поддержки на этапе дошкольного детства.

Организационно–педагогическая поддержка инициативы является одним из ключевых условий для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста и их позитивной социализации. Развитие детской инициативы в различных видах деятельности видится Е.И. Кричевцовой через создание проблемно–игровых или практических ситуаций, побуждающих дошкольников применить имеющийся у них жизненный опыт, проявить активность для самостоятельного решения возникшей задачи [2, с.258].

Анализ существующих научных источников по проблеме организации педагогических условий поддержки инициативы дошкольников позволил нам сформулировать понятия самостоятельности и инициативности: самостоятельность следует понимать как свойство личности, проявляющееся в активности, инициативности, критичности, и чувстве личной ответственности за свой выбор. Инициативность видится многим современным исследователям уже как частное проявление самостоятельности. Его можно рассматривать как мотивационную составляющую деятельности и волевую характеристику поведения индивида. Как видно инициатива и инициативность – это близкие по значению категории. Актуальные к настоящему времени исследования показывают характерное для дошкольников снижение уровня инициативности, индивидуализм и пассивность. Вариантом решения настоящей проблемы видится нам в применении индивидуально–личностного подхода к обучению и воспитанию, через развитие у дошкольников навыков сотрудничества (Ю. К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, И.П. Подласый, В.В. Сериков, И.С. Якиманская). Поэтому заметный приоритет отдается построению учебно–воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации на основе принципа развивающего обучения. Одним из таких методов активизации детской инициативы необходимо рассмотреть экспериментирование.

Понятие «эксперимент» с греческого слова переводится как «проба, опыт». Как отмечает Е.Н. Ярославцева, в старшем дошкольном возрасте дети отличаются повышенной любознательностью и стремлением к экспериментированию. Ученые и практики называют ребят «исследователями окружающего мира», или возрастом «почемучек». В каждом возрасте отмечаются свои приоритеты: так, в 5–6 лет с позиции педагогической психологии главной сферой инициативы традиционно считается внеситуативно–личностное общение детей со взрослыми и со сверстниками. Оптимальными в данном возрастном периоде способами поддержки и развития детской инициативы, во–первых, должны стать стимулирование спонтанной игры, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; и, во–вторых, развитие самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности [4, с.103].

Разделяя точку зрения Н.Н. Поддьякова, можем с уверенностью сказать, что в процессе экспериментирования ребенок выполняет роль исследователя. Он может самостоятельно воздействовать различными способами на окружающие его предметы и явления с целью познания и освоения действительности. Например, в ходе экспериментирования по теме «Агрегатное состояние воды» старшие дошкольники группы «Радуга» смогли самостоятельно исследуя агрегатные состояния воды, смогли в месте с воспитателем раскрыть свойства и структуру снежинок. Эксперимент позволил опытным путём познать свойства и характеристики объектов живой и явлений неживой природы. Можно с уверенностью сказать, что именно опытным путем ребенок дошкольного возраста может ощутить все краски и открыть сокровищницы окружающего мира.

Познавательно–исследовательскую деятельность наши воспитанники включаются с момента выделения и постановки исследовательской проблемы. Познавательно–исследовательская деятельность включает: выделение и постановку ребенком конкретной проблемы, которую необходимо решить; предложения возможных вариантов ее решения; их проверку, исходя из имеющихся данных и материальных ресурсов; формулировку выводов по результатам проверки; применение выводов к новым условиям; обобщение [1, с.9].

В развивающей пространственно–предметной среде нашего детского сада созданы и активно функционируют «центры развития»: литературного чтения, музыкальный, творчества, сенсорного и математического развития, живой природы, спортивно–оздоровительный, экспериментирования и другие. Чтобы создать в детском саду благоприятные условия для экспериментальных проб и заинтересовать старших дошкольников в самостоятельном поиске информации, воспитатели организуют в условиях каждой группы своего рода опытно–экспериментальные лаборатории – «Центры науки». Такой островок группы расположен в хорошо освещенной части помещения, рядом с природным уголком. В тихом и ограниченном от посторонних глаз месте детям вместе с педагогом комфортно проводить различные опыты, наблюдая за изменениями в природе. Материалы и приборы для проведения мини–исследовательских проектов «маленьких ученых» размещаются в шкафах так, чтобы дети могли легко их достать. Как указывает Н.В. Нищева, интерактивный комплекс включает столы для проведения экспериментов, стеллажа для посадок и мобильной мини–лаборатории. В нём ребенок может совместно с воспитателем и другими детьми проводить опыты, обсуждать полученные результаты, после чего фиксировать его в карточках или альбоме. Обязательным условием при планировке лаборатории является её максимальная безопасность. Лабораторное оборудование должно отвечать санитарно–гигиеническим требованиям, принятым в дошкольной образовательной организации [3, с.54].

Центр экспериментирования в старшей группе, как правило, многофункционален и предполагает возможность комплексного решения различных исследовательских изысканий в познавательной деятельности старших дошкольников. Весь материал можно разделить на содержательные блоки: дидактический «Познавай–ка», инструментальный «Умелые ручки», стимулирующий «Лаборатория волшебных наук». Выделяют следующие виды исследовательской деятельности дошкольников в уголке экспериментирования: игры–эксперименты, моделирование, опыты, досуговая деятельность.

Для эффективной и системной работы воспитатель составляет перспективное планирование проведения экспериментальной деятельности с дошкольниками на полугодие/год. В старшей и подготовительной группах составляется план отдельно взятыми циклами. Цикл экспериментов позволяет ребенку приобрести систему знаний о различных свойствах предметов и явлений. В типовых образовательных программах рекомендуются к проведению для детей старшего дошкольного возраста циклы по экспериментированию: «Вода», «Стекло», «Воздух», «Агрегатное состояние воды», «Магнит», «Электричество», «Физические свойства предметов». В подготовительной группе – циклы: «Вода», «Воздух», «Магнетизм», «Электричество», «Камни», «Цвет и свет», «Солнечная система», «Песок и глина» [3, с.72].

Предметно–развивающая среда обогащается визуальными стимулами, к которым относятся постоянные алгоритмы ( «Алгоритм подготовки к опыту») и временные, согласно тематической неделе ( «Схемы опытов с водой», «Моделирование вулкана», «Схемы экспериментов с магнитами»). В процессе организации работы по развитию детской инициативы в ходе практических работ и экспериментирования воспитатели следуют принципу последовательности освоения и выполнения операций:

– на первом этапе педагоги подбирают актуальные и интересные вопросы и ставят проблему, намечают основные пути ее решения. После чего предоставляют дошкольникам возможность самостоятельно решить проблему. Убедиться, что для достижения цели только знаний не достаточно. Специально подчеркивая возникшие противоречия, тем самым стимулируют попытки найти выход из создавшейся учебной ситуации и организуют доступное для детей рассуждение. По мере накопления знаний, дети становятся более самостоятельны в поиске решения;

– на следующем этапе взрослый ставит проблемы, а метод и способы ее решения дошкольники ищут самостоятельно. Здесь зачастую включается коллективный поиск. Педагог только изредка оказывает небольшую помощь.

Работа по развитию детской инициативы средствами экспериментирования строится в обязательном сотрудничестве с родителями. На сайте детского сада размещены тематические консультации для родителей: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» и «Эксперименты с водой».

Таким образом, повышение уровня самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности требует сокращения объёма сообщаемой им информации за счет повышения роли их активного участия. Развитие познавательно – исследовательской мотивации дошкольников строится исключительно на основе демократического стиля общения взрослого и воспитанников. По итогам совместной работы рисунки и поделки в процессе выполнения циклов познавательно–исследовательской деятельности могут быть представлены в созданных совместно с воспитателем и родителями стенгазетах, фото–отчетах, мультимедийных презентациях.

Список литературы

  1. Боклина, С.В. Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы / С.В. Боклина // Дошкольное воспитание. 2017. – № 11. – С. 8–12.
  2. Кричевцова, Е.И. Детская инициативность: сущность и технологии поддержки / Е.И. Кричевцова // Педагогическое обозрение. 2019. – № 27. – С. 258–260.
  3. Познавательно–исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н.В. Нищева. – СПб.: Детство–пресс, 2020. – 168 с.
  4. Ярославцева, Е.Н. Организация уголка опытно–экспериментальной деятельности в группе ДОУ / Е.Н. Ярославцева // Молодой ученый. 2018. – № 38 (224). – С. 101–105.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год