Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада
Познание
Автор: Рочева Елена Владиславовна   
20.04.2023 11:13

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского садаОпытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада

Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы.

В доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложных природных процессов и явлений помогают эксперименты.

Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает его логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.

Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.

Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

 

Скачать конспект

Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:

  • формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования
  • знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение)
  • формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса)
  • познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота
  • учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы стимулировать познавательную деятельность;
  • познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни)
  • воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру
  • развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.

Виды экспериментирования в старшей группе:

  • знакомство со свойствами песка и глины
  • воздух, его свойства и значение
  • изучение свойств воды
  • формирование знаний о теле человека
  • природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства
  • наблюдение за явлением магнетизма
  • почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.

Приёмы, используемые на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:

Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.

Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр:

«Определи на вкус»;

«Определи по запаху»;

«Узнай по голосу»;

«Где живёт вода»;

«Измерь массу, длину и высоту»;

«Оденем куклу на прогулку».

Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:

  • установить цель (для чего проводится опыт)
  • подготовить материал и оборудование
  • продумать поэтапную инструкцию
  • подвести итоги
  • доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.

Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей.

Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Примерные темы для познавательной беседы:

«Детская лаборатория»;

«Воздух в моей жизни»;

«Наши помощники – органы чувств»;

«Волшебный снег»;

«Плавающее перо»;

«Удивительный песок»;

«Таинственные камни»;

«Волшебница вода»;

«Волшебный свет».

Художественное слово и творчество:

Чтение художественной литературы ( «Муха-цокотуха», «Краденое солнце», «Чудо-дерево», «Почему деревья не ходят», «Каменный цветок» и т. д.).

Песочная анимация, рисование цветным песком ( «Песчаные художники»).

Лепка из глины и мокрого песка ( «Олешек», «Песчаная кулинария»).

Рисование мыльными пузырями, кляксография, штампирование, рисование магнитом (Занятия «Забавная клякса», «Путешествие капельки», «Красочные брызги», «Волшебное дерево», «Дружба красок»).

Конструирование из природного и бросового материала, бумагопластика, оригами ( «Сказочный корабль», «Подводный мир»).

Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.

Проведение экспериментов надо рассматривать не как развлечение, а как один из методов ознакомления детей с окружающим миром. Это очень эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты объединяют все стороны воспитания и все виды деятельности. Самое главное, что это весело и очень увлекательно, дети с удовольствием занимаются экспериментированием.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год