ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ» |
Познание | |||
Автор: Нурмагомедова Эльвира Эмирбеговна Еренкова Татьяна Анатольевна. | |||
09.04.2025 21:33 | |||
Проект: долгосрочный. Вид проекта: познавательно — исследовательский, творческий. Продолжительность: 6 месяцев (март- август). Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели. Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Цель проекта: Формирование экологической культуры у детей по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а затем и в уличных. Задачи:
Предполагаемый результат:
Этапы работы над проектом: 1 этап — подготовительный. В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах. 2 этап — исследовательский. Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения — земля, растения — вода, растения — человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. 3 этап — заключительный. Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «Овощи с нашей грядки». Этапы реализации проекта Рассматривание книг, иллюстраций о жителях огорода. Д/игра “Вершки и корешки” Чтение сказки «Вершки-корешки» Беседа о том, что нужно растениям для роста. Чтение сказки «Пых» Дигра лото «фрукты-овощи» Практическая деятельность: посадка (лук, чеснок, укроп, фасоль, горох) Дигра «Правильно-неправильно» Разгадывание загадок о овощах. Лепка «Овощи» Наблюдение за ростом рассады. Полив растений в огороде. Дигра «от какого овоща эта часть?» Разгадывание загадок о овощах. Беседа «Как растения впитывают воду?» Рассматривание схемы «Как растет фасоль» Дигра «Найди пару» Проведение эстафеты «Овощи-фрукты» Разучивание стихотворения о луке Дигра «Какого растения не стало?» Чтение стихотворений о свекле, картошке Чтение сказки «Веселый огород» Аппликация «Овощи» Подвижная игра «Вкусный обед» Наблюдение за ростом растений в огороде. Полив растений в огороде. Анализ изменений. Дигра «Распределение плодов по цвету» Дигра «Назовите растение» Чтение сказки «Сказка про овощи» (смешная) Чтение пословиц о овощах. Пигра «Съедобное-несъедобное» Дигра «Угадай, что в руке» Рассматривание схемы прорастания лука. Раскрашивание красками. Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». Чтение сказки «Терапевтическая сказка о полезных овощах». Беседа «Как растет растение» Рассматривание изображений овощей. Дигра «Где что зреет?» Разгадывание загадок о природе. Беседа о пользе витаминов, содержащихся в овощах. Чтение сказки «Спор овощей» Проведение эстафеты «Кого, чем угостим?» Рассматривание схему прорастания лука. Дигра «Хорошо – плохо» Беседа «Полезные овощи в нашем рационе» Пигра «Ходят капельки по кругу» Чтение сказки «О Зеленом Огурчике» Рисование «Овощи» Беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». Выставка «Наши овощи» Выставка фотографий «Мы — юные огородники!» Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Анализ результативности Итоги проекта В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Перспективы дальнейшего развития проекта Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
|