Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательный проект «Красна изба углами, а стол Вологодскими пирогами» для детей старшего дошкольного возраста.
Познание
Автор: Соколова Юлия Александровна Степанова Наталья Геннадьевна Смекалова Надежда Владимировна Постнова Ольга Анатольевна   
30.12.2022 17:24

Познавательный проект «Красна изба углами, а стол Вологодскими пирогами» для детей старшего дошкольного возраста.Познавательный проект «Красна изба углами, а стол Вологодскими пирогами» для детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83» г. Череповец 2022 г.

Авторы проекта:

  • Степанова Наталья Геннадьевна -воспитатель
  • Постнова Ольга Анатольевна -воспитатель
  • Соколова Юлия Александровна — воспитатель
  • Смекалова Надежда Владимировна — воспитатель

Паспорт проекта:

Актуальность: Для современных детей хлеб является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. К сожалению, многие из нас забывают, что необходимо приложить немало усилий, чтобы хлеб появился на столе. В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. Многие современные люди перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека, предпочитая исконно русскому продукту хот-доги, гамбургеры и другой фастфуд. Нам грустно думать о том, что русские традиции – чай с пирогами и блинами – остались в прошлом, поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Вологодский край богат своими хлебными изделиями, что ни район, то свое название: витушки, посыпушки, поливашки, сканцы, шаньги, рогульки, губники, «кулики», заспенники, морковники, пряженики, гороховые сочни! Считаем важным и интересным познакомить дошкольников с разнообразными рецептами и видами выпечки нашего края.

 

Скачать конспект

Ожидаемые результаты:

Сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей у детей старшего дошкольного возраста, задействованных в этом процессе. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе. Дети познакомятся и узнают с традициями выпечки пирогов в Вологодской области. Составят альбом «Вологодская выпечка» (семейные традиции).

Цель: Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с традициями выпечки пирогов в Вологодской области. Воспитание бережного отношения к хлебобулочным изделиям, к труду людей, которые его выращивают.

Детская цель: Мы хотим узнать, как из муки получается тесто, и какие выпекают пироги в Вологодской области.

Гипотеза: Если дети узнают, как пекутся пироги в Вологодской области через игровую и познавательную деятельность, они обязательно захотят применить свои знания на практике. Несомненно, будут бережно относится к изделиям из теста и пригласят своих друзей на чай с пирогами.

Задачи:

  • сформировать у детей представления о ценности хлеба
  • расширить и углубить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей

- воспитывать бережное отношения к хлебу.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: 15. 09. 2020 г.- 25. 09. 2020 г.

Используемые технологии:

  • личностно-ориентированные технологии
  • игровые технологии
  • технологии проектной деятельности
  • информационно-коммуникативные технологии
  • технологии развивающего обучения

-здоровьесберегающие технологии.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально — коммуникативное развитие
  • Художественно — эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Результативность реализации проекта:

Этапы проекта.

Подготовительный этап:

  • определение объектов изучения
  • подбор художественной литературы, пословиц и поговорок, загадок о хлебе

- определение уровня знаний детей о хлебе, о традициях выпечки Вологодского края.

- постановка целей и задач проекта.

Основной этап.

Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

Познавательное развитие:

Беседы:

«Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»

«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

«Как готовить тесто», «Хлеб наше богатство»

«Промыслы Вологодского края».

НОД:

«Как хлеб на столе появился», «Пироги Вологодской области».

Рассматривание иллюстраций и репродукций:

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;

Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;

Работа с лэпбуком «Что мы знаем о хлебе?»

Просмотр видеофильмов:

«Как растет пшеница»;

«Труд комбайнера»;

«По секрету всему свету. Как получается хлеб».

Просмотр мультфильмов:

«Золотые колосья» белорусская сказка;

«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х. Андерсена;

«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Расширение и углубление знаний о профессиях:

  • Агроном;
  • Комбайнер;
  • Пекарь;
  • Кондитер;
  • Продавец.

Опытно – экспериментальная деятельность:

Замешивание теста.

Речевое развитие:

НОД.

Пересказ: Н. Калинина «Как петух утащил Васин хлеб», К. Ушинский «Хлеб». Загадки, поговорки.

Грамота. Словесные игры:

«Образование относительных прилагательных» (упражнение в словообразовании прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу, согласование их с существительными),

«Образование родственных слов».

Чтение художественной литературы о хлебе:

  • Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный»,
  • «Колосок»
  • М. Глинская «Хлеб»;
  • В. Ремизов «Хлебный голос»;
  • Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;
  • Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
  • И. Токмакова «Что такое хлеб»;
  • С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»
  • С. Михалков «Булка»
  • Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»; «Хлебный магазин»; «Кулинария».

Дидактические игры:

  • «Назови профессию»;
  • «Что, где растет»;
  • «Что из какой муки испекли?»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Что сначала, что потом»;
  • «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
  • «Как превратить муку в тесто?»;

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

  • рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
  • НОД. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми;
  • НОД. Рисование «Хлебоуборочные машины», «Пироги и ватрушки».
  • Коллективная работа коллаж «У самовара»

Физическое развитие:

Пальчиковые игры:

«Копна», «Как у деда Ермолая», «Отличные пшеничные».

Физкультурные минутки:

«Каравай», «Колосок и зернышки», «Все, что пекарь нам испек».

Заключительный этап:

  • обобщение результатов работы;
  • оформление экспозиции поделок из теста;
  • памятка для родителей правила обращения с хлебом;
  • Создание альбомов: «Вологодская выпечка» (семейные традиции), «Мы печем, печем, печем»
  • Развлечение «Хлеб драгоценность, его береги»

Список используемой литературы:

  1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
  2. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.
  3. Сайт: «Родная тропинка: развитие ребенка от рождения до школы»
  4. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
  5. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
  6. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.

Приложение.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: “Как хлеб на столе появился? ”

Цель: закрепление, расширение и обогащение знаний детей о хлебе и егозначении в жизни человека. Формирование у детей четкого понимания роли человеческого труда в производстве хлеба, воспитание уважительного и бережного отношения к хлебу.

Задачи:

-способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба в жизни человека.

-воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом такой важный и ценный продукт.

-закрепить знания детей о профессиях хлебороб, комбайнер, тракторист, мельник и др.

-учить детей создавать красивый образ колоска, развивать чувство формы, мелкую моторику рук.

-развивать творческие способности детей.

-развивать речь, мышление, память

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое

развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Методы и приемы:

Наглядные: показ иллюстраций, мнемосхем, презентация.

Словесные: объяснение, описание, поощрения, использование художественного слова (литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»), пальчиковая гимнастика, физкультминутка, стихи.

Практические: самостоятельное и совместное изготовление поделок, аппликаций.

Материалы и оборудование: проектор, тесто, фартуки и колпаки, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, лэпбук.

Предварительная работа:

Работа по проекту «Что мы знаем о хлебе?», лэпбук «Откуда хлеб пришел?» Чтение художественной литературы.

Структура: вводная часть, основная часть, заключительная часть.

Актуальность:

Актуальность данной темы состоит в том, что у современных детей нет понимания ценностного отношения, к труду человека работающего на сельскохозяйственном поле; хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине. Им трудно понять то, что чтобы вырастить хлеб необходимо приложить много сил и труда.

Ход занятия:

Вводная часть: Организационный момент: воспитатель приглашает детейзанять свои места для проведения занятия. Вдруг раздается телефонный звонок.

Воспитатель: — Дети, минуточку внимания, нам кто-то звонит.

(включается аудиозапись разговора)

Дети из младшей группы: -Здравствуйте уважаемые воспитатели и дети! Вам звонят дети из младшей группы. Мы очень любим есть хлеб и белый, и черный, но не знаем, откуда он появляется в магазине? Вы уже большие и умные, расскажите нам, пожалуйста!

Воспитатель: -Ну, что дети, поможем малышам?

Дети: Да.

Воспитатель: Дети, мы с вами каждый год узнаем что-то новое о хлебе, олюдях, благодаря которым душистый хлеб оказывается у нас на столе. Пришло время рассказать малышам о том, сколько сил и труда нужно приложить, чтобы вкусный и душистый хлеб оказался на столе!

Дети: -Да, расскажем.

Воспитатель: -Дети, давайте скорее прочитаем сказку“Как волк вздумалхлеб печь”. Эта сказка поможет вспомнить, что нужно делать, чтобы получить хлеб.

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

— Дай мне хлеба!

Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:

— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!

— Ладно, — согласился человек и начал учить волка.

— Сперва надо вспахать землю…

— А когда вспашешь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо рожь посеять.

— А когда посеешь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.

— А когда вырастет, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо её убрать.

— А когда уберёшь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо её смолотить.

— А когда смолотишь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо испечь хлеб.

— А когда испечёшь, можно есть?

— Можно.

Подумал волк, подумал и говорит:

— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

Воспитатель: -Дети, как вы думаете, правду Волку сказали? Если хочешьесть вкусный хлеб, нужно очень много трудиться?

Ответы детей: -Да. Мы это уже знаем!

Воспитатель: -А как рассказать малышам, чтобы они все запомнили?

Дети: -Давайте, пригласим их на экскурсию!

Основная часть.

В группу заходят дети младшей группы.

Воспитатель: -Дети, я предлагаю вместе с малышами скорее отправиться впутешествие на автобусе, во время которого, я уверена, мы сможем получить ответы на многие вопросы.

-Мальчики, что вы хотите увидеть во время нашего путешествия?

Мальчики: -я хочу увидеть, что делает трактор на поле, а я хочу узнать, ктоработает на комбайне, и т.д.

Воспитатель: -Девочки, а вы что хотите узнать?

Девочки: -я хочу узнать, как появляются колоски, а я хочу узнать, кто печетхлеб, и т.д.

Воспитатель: -Дети, занимайте места в автобусе, не забудьте пристегнутьремни безопасности.

Речевая игра «Автобус» (строится автобус из стульев).

- Мы в автобусе сидим, мы сидим- мы сидим.

И окошечко глядим, весело глядим.

А мотор рычит, рычит – р-р-р,

На кого-то он ворчит – д-р-р,

Мчит вперед машина – ж-ж-ж,

Шуршит своими шинами – ш-ш-ш.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год