Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование представлений дошкольников об окружающем мире.
Познание
Автор: Заидова Асият Сулеймановна Сафина Резеда Ирековна   
10.11.2022 04:29

Формирование представлений дошкольников об окружающем мире.Формирование представлений дошкольников об окружающем мире.

Расскажи-и я забуду,
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму.
(Китайская пословица)

Дошкольный возраст ребенка — это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого — наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить. [1]

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.

 

В дошкольном возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Задача педагога — не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать образовательную деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Актуальность определяется теоретическим и практическим значением проблемы развития у детей естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, не разработанностью вопросов развития у детей элементарных естественно-научных представлений, отсутствием четко системы обучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.

Объектом исследования является процесс развития естественнонаучных представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — использование опытно-экспериментальной деятельности для развития естественно-научных представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.

Целью работы является разработка методического комплекта по развитию у детей естественно-научных представлений через опытно-экспериментальную деятельность.

Объект, предмет и цель определяют задачи:

  1. Изучить значимость формирования у дошкольников естественно — научных представлений об окружающем мире.
  2. Определить особенности опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
  3. Разработать и апробировать методический комплекс по развитию у детей естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность. [2]

При изучении материала, разработке перспективных планов, картотеки дидактических игр, консультаций и рекомендаций для родителей и воспитателей по данной теме, использовались следующие программы и методики:

  • «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  • «Ребёнок в мире поиска» О.В. Дыбиной;
  • «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В.;
  • «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему» Зубковой Н. М.;
  • «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей) Шапиро А. И.;
  • «Методика проведения учебных исследований в детском саду» Савенкова А. И.;
  • «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Иванова А. И.

Практическая значимость работы: материал, изложенный в данной работе, может быть использован воспитателями дошкольных учреждений для развития у детей естественно-научных представлений об окружающем мире,

Этапы работы по данной теме:

  1. этап — аналитический (изучение психолого-педагогической литературы, имеющейся методической литературы в ДОУ, анализ состояния проблемы в группах и т.д.).
  2. этап – информационный (работа с педагогическим коллективом и родителями воспитанников, составление сборников консультаций, разработка методических рекомендаций).
  3. этап — деятельностный (разработка перспективных планов, проведение соответствующей образовательной деятельности с детьми).
  4. этап — диагностически (качественный и количественный анализ проделанной работы, оформление материалов).

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
  2. неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
  3. человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

После изучения имеющегося материала по данной теме, была разработана модель развития естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность. [3]

Для решения целей, поставленных в начале исследования, были разработаны перспективные планы по развитию у детей естественнонаучных представлений по всем возрастным группам (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы), которые включают в себя:

  1. экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
  2. познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования;
  3. демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  4. долгосрочные наблюдения-эксперименты. [4]

Основной целью разработанных перспективных планов является:

  • расширить перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость и самостоятельность.

Перспективный план основан на следующих принципах:

Доступности — содержание образовательной деятельности соответствует возрастным особенностям и возможностям детей.

Научности — предлагаемый материал соответствует современным представлениям об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Занимательности — собранный материал изложен в занимательной, игровой форме.

Интеграции — опытно-экспериментальная деятельность детей тесно связана с другими видами детской деятельности.

Развивающего обучения — способствует развитию личности ребёнка. [5]

Образовательная деятельность согласно перспективному плану в любой возрастной группе осуществляется 1 раз в неделю (4 раза в месяц) и реализуются как в совместной деятельности ребёнка и взрослого, так и в самостоятельной деятельности. Тематический план представлен в Приложении.

При организации опытно-экспериментальной деятельности наши

педагоги используют следующие формы работы с детьми:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы познавательного характера;
  • дидактические и развивающие игры и упражнения;
  • коллекционирование;
  • эксперименты и опыты;
  • рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций, коллекций;
  • наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • работа в уголках природы;
  • экологическая тропа;
  • акции добрых дел;
  • конкурсы исследовательских работ;
  • проекты;
  • праздники и развлечения и др.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения,

доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Для совершенствования профессиональной компетентности в области опытно-экспериментальной деятельности организуются разнообразные формы работы с педагогами:

  • тематические педагогические советы;
  • семинары и семинары-практикумы;
  • деловые игры;
  • конференции;
  • круглые столы;
  • заседания;
  • методические часы;
  • консультации;
  • открытые просмотры;
  • смотры-конкурсы центров в группах;
  • исследовательские работы;
  • тематические проверки;
  • методические тематические выставки;
  • педагогические тренинги и т.д.

Проблема развития естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста способствовала созданию комплекта консультаций и методических рекомендаций для педагогического коллектива образовательного учреждения.

Данные консультации и рекомендации для воспитателей входят в учебно-методический комплект по данной теме.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. [6]

Были разработаны консультации и советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», «Не трогай, не прыгай, не подходи!», «Влияние песочной терапии на эмоциональное самочувствие детей», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике), «Цветная вода», «Салют в молоке». [7]

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Примером такой развивающей среды стал Центр опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Одна из основных задач Центра — научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

При оборудовании Центра опытно-экспериментальной деятельности учитывались следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • содержательность;
  • доступность расположения.

Материал для проведения опытов в Центре меняется в соответствии с планом работы.

Обобщив результаты своей работы по созданию Центра опытно-экспериментальной деятельности, были составлены методические рекомендации для педагогического коллектива учреждения «Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе исследовательской и проектной деятельности», где представлено содержание материла и оборудования для исследовательских центров всех возрастных групп. Данные рекомендации также входят в учебно-методический комплект по данной теме.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности в нашем дошкольном учреждении используются разнообразные формы и методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Мы всегда помним, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

Литература и примечания:

  1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой — издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014.
  2. Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска. — ТЦ Сфера, 2005.
  3. Дыбина О.В, Рахманова Н.П, Щетинина В.В; «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников — М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
  4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему») – СПб.: Речь, 2013. – 64с
  5. Шапиро А.И.; «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей). — Издательство: Речь; 2009 г.; 64 стр.
  6. Савенкова А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду». — Самара Учебная литература, 2007.
  7. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» — М.: ТЦ "Сфера", 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год