|  Проект на тему: «Откуда чай пришёл?»
 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 150» Автор проекта: воспитатель Лебедева Н.Е. г. Ярославль 2021г Тип проекта: групповой, краткосрочный (01. 12-10. 12. 2021) Вид проекта: информационный, практико- ориентированный. Актуальность: 2021 год объявлен в нашей стране Годом народного единства. Народ един, когда уважает друг друга независимо от пола, возраста, достатка, национальности.   Каждый народ, чтобы жить осмысленно и с достоинством, должен любить и уважать свою страну, свою родину, свой народ. Патриотическое воспитание дошкольников- одно из важных направлений работы нашего детского сада. Начинается оно с воспитания любви к семье, детскому саду, друзьям, городу. Важное звено патриотического воспитания дошкольников- приобщение к народному творчеству, народным традициям. Всё, что пришло от бабушек и дедушек ассоциируется у детей с теплом и уютом. Поэтому работа патриотическому воспитанию в нашем детском саду наполнена радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. 15 декабря весь мир отмечает достаточно молодой праздник День чая. Чаепитие- одна из многовековых традиций русского народа. И мало, кто задумывается, что, наливая очередную чашечку чая, мы следуем традициям наших предков. Этому прекрасному напитку мы и хотим посвятить наш проект. Цель проекта: воспитание уважения к историческому наследию России через приобщение детей к народной культуре и традициям. Задачи проекта: 
Расширять знания о русских народных традициях, приобщать к ним дошкольников.Воспитывать толерантное отношение к традициям и культуре народов другой национальности.Обогащать знания о традициях русского гостеприимства и чаепития.Познакомить с историей чаепития на Руси.Познакомить детей с чайной атрибутикой, историей её возникновения на Руси.Развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей.Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению. Участники проекта: дети старшей группы комбинированной направленности (присутствуют дети с ОВЗ, обусловленными ТНР), родители, специалисты ДОУ. Технологии, использованные при реализации проекта: 
технология личностно- ориентированного взаимодействиятехнология развивающего обученияигровые технологииинформационно- коммуникативныездоровьесберегающие. Формы и методы работы: 
занятиябеседырассматривание репродукций картин, иллюстраций, альбомовпродуктивная деятельность (рисование, лепка из солёного теста, аппликация)чтение художественной литературытеатрализованная деятельностьигры (дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные)просмотр презентаций и мультфильмовтематические выставкивзаимодействие с семьёй. Ожидаемые результаты: 
У детей сформирован устойчивый интерес к народным традициям.У детей развиты представления о традициях чаепития на Руси, истории её возникновения.Дети владеют информацией о чайной атрибутике.Дети знают и используют в игре и в повседневной жизни правила гостеприимства и этикета.У родителей сформирован устойчивый интерес к совместной деятельности с детьми по сохранению народных традиций. Этапы реализации проекта: 
Подготовительный — обсуждение целей и задач проекта, сбор информации, наглядного и дидактического материала, подбор художественной литературы и видеоматериала. Выявление уровня знаний детей по данной теме.Основной-проведение запланированных мероприятий.Заключительный — подведение итогов, оформление продуктов проекта, трансляция опыта проделанной работы. Механизм реализации проекта: Беседы: 
"Чайная история" Цель: познакомить детей с историей появления этого напитка в России;"Иван Иваныч Самовар" Цель: познакомить со старинной чайной посудой- самоваром, его разновидностями;"Чайная церемония" Цель: познакомить детей с традициями чаепития на Руси;"Чай пить- здоровым быть" Цель: познакомить детей с целебными свойствами чая. Рассматривание картин и составление рассказов по ним: 
К.Коровин "За чайным столом";К.Маковский"За чаем";Б.Кустодиев"Купчиха"; Рассматривание тематических альбомов: 
"Чайная посуда";"Где и как растёт чай";"Какой чай зовут Иваном?";"Травка- вкусна и полезна!"; Просмотр презентаций: 
"Как чай попал в чашку?";"Чай, чай, ну- ка выручай!";"Чайные церемонии". Чтение художественной литературы: 
В. Кужелёв"Сказка о том, как Иван- чай день прогнал";Д.Хармс "Иван Иваныч Самовар";К.Чуковский "Муха-Цокотуха", "Федорино горе";М.Горький"Самовар";Ю.Щербаков"Весёлый чай";Д.Шульгина "Приходите на чашечку чая";Стихи, потешки, песенки о чае. Прослушивание частушек про чаепитие, песни: "Наш красавец- самовар" (муз. Е.Птичкина, сл. М. Пляцковского) Дидактические игры: 
"Какой чай? Какое варенье?" Цель: учить образовывать прилагательные от существительных;"Что лишнее?" Цель: учить определять лишний предмет при заваривании чая;"Четвёртый — лишний" Цель: учить классифицировать предметы по заданному признаку;"Что стоит на твоём столе?" Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов "над", "под", "перед","за", закреплять умение ориентироваться на плоскости;"Угадай по запаху" Цель: учить определять по запаху вид чая и добавки, входящие в его состав;"Чайные рифмы" Цель: учить подбирать слова- рифмы, способствовать развитию словотворчества. Дыхательная гимнастика: "Горячий чай", "Кипит вода" Цель: способствовать развитию правильного речевого дыхания. Артикуляционная гимнастика: Цель: выработка определённых положений органов артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков. "Чашка", "Вкусное варенье", "Блинчик" Пальчиковая гимнастика; Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить речь с движением. "Чайник", "Чай", "Посуда" Сюжетно- ролевые игры: Цель: учить воплощать в игре полученные знания и умения, вести ролевой диалог. "Чаепитие у зайчика Антоши", " Магазин "Чай", "Фабрика"Русский чай", "Поможем маме накрыть на стол" Продуктивная деятельность: 
Рисование с натуры "Чайник для бабушки". Цель: создание условий для развития умений у детей рисовать с натуры соблюдая пропорции, располагать рисунок по всему листу бумаги.Аппликация "Чайный куст" Цель: закрепление умения создавать не сложную объемную композициюЛепка из солёного теста "Конфетки, бараночки..." Цель: Создание объемных поделок из соленого теста и их декоративное оформление по замыслу. Экспериментирование: Цель: развивать познавательную активность. 
"Завариваем чай";Окрашивание салфетки разными видами чая";"Чай и лимон". Работа с родителями: 
Папка- передвижка "15 декабря- международный День чая";Консультация "10 чайных рекомендаций", "Домашний этикет".Изготовление родителей и детей книжек- малышек с рецептами чая.Семейный фотоконкурс "Мы за чаем не скучаем!"Участие родителей в оснащении РППС по теме проекта. Заключение Приобщая детей к историческим данным родной культуры, знакомя с традициями родной страны и других стран, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет уважать культурные ценности других народов и станет носителем черт русского характера. В силу психологических особенностей дошкольников, трудно знакомить их с историей, т.к. у них ещё отсутствуют чёткие представления о времени. Данный проект является творческим методом ознакомления детей с частью истории русского народа и его традициями. |