Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста через реализацию ООП ДО «Первые шаги»
Познание
Автор: Дубровина М.В.. Щмелева М.Н., Сафронова М.А.,   
11.07.2022 10:58

Организация экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста через реализацию ООП ДО «Первые шаги»Организация экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста через реализацию ООП ДО «Первые шаги»

  • Дубровина М.В.., воспитатель,
  • Щмелева М.Н., воспитатель
  • Сафронова М.А., воспитатель

СП «Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевска

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» охватывает пять направлений развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО, одно из них – познавательное развитие, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей.

Для реализации данного мероприятия воспитатели организуют развивающую предметную среду, налаживая совместную деятельность с каждым ребенком, создают условия для самостоятельной деятельности ребенка с предметами.

 

Для развития познавательной активности обогащается жизнь детей новыми впечатлениями, создаются условия для детского экспериментирования.

Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» содержат описание игр и занятий для познавательного развития детей.

Поэтому воспитатель, планируя экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста, использует картотеку игр по познавательному развитию в образовательной и совместной деятельности с детьми.

Познавательная активность является важнейшей предпосылкой успешного познавательного развития. Она выражается в детском удивлении, любопытстве, стремлении воспроизвести интересные явления. Все эти черты объединяются в таком явлении, как детское экспериментирование. Детское экспериментирование направлено прежде всего на установление скрытых связей и свойств окружающих ребёнка предметов. Детское экспериментирование в раннем возрасте вносит огромный вклад в познавательное развитие ребёнка. Данный вид деятельность способствует развитию наглядно-образной формы мышления, даёт уникальную возможность для развития такого свойства мышления, как гибкость.

В процессе экспериментирования ребёнок может опробовать разнообразные способы действия с предметами и добиться сразу нескольких новых открытий.

Ниже приводится описание таких предметов и возможные действия с ними:

ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ детей 2-3 лет

«Песок и вода»

Очень интересно играть с песком и водой одновременно. Смешивая воду с песком в разной пропорции, малыши варят в игрушечной посуде кашу, суп, пекут пироги, делают торты.

Наблюдая за игрой детей, воспитатель время от времени комментирует: «Вот какую густую кашу сварила Нина». Или: «Витя, а ты что приготовил? Тоже кашу? Какая у тебя получилась жидкая кашка! Тогда, может быть, это будет суп?» В таких играх дети на собственном опыте знакомятся с новыми для них свойствами веществ.

На мокром утрамбованном песке можно чиркать и рисовать палочкой. Чтобы намочить песок, дети могут устроить «дождик». Для этого используйте леечки или пластиковые стаканчики с отверстиями в дне.

ИГРЫ С БУМАГОЙ ДЛЯ детей 2-3 лет

«Бумажные снежки»

Раздайте детям листы тонкой бумаги и покажите, как из них сделать комочки. Скажите: «Давайте все сделаем такие же комочки, как будто это снежки». Затем предложите малышам подбрасывать свои комочки и ловить их, бросать их друг другу, играть в «снежки».

«Секреты в бумаге»

Подготовьте для детей листы разной бумаги и мелкие предметы, игрушки, разложите их на столе. Заверните маленькую игрушку в лист бумаги и скажите детям: «В этом свёрточке что-то лежит. Хотите посмотреть, что там спрятано? Кто хочет развернуть свёрточек?» Кто-то из детей разворачивает свёрток и находит игрушку. Затем предложите малышам: «Давайте все сделаем такие секреты. Выберите листочек бумаги и игрушечку. Заверните её в бумагу». Помогите детям изготовить «секреты». Необязательно, чтобы малыши заворачивали игрушку именно так, как это сделали вы. Когда секреты будут готовы, предложите детям обменяться ими и рассмотреть, что в них спрятано.

Игру можно разнообразить, заворачивая игрушку разными способами: в виде кулька, конфеты, коробочки и т.п. Можно спрятать игрушку, завернув её в несколько слоев бумаги и сделав большой шар. Малышам будет интересно разворачивать бумагу слой за слоем, чтобы найти спрятанный в неё маленький «секрет».

СЕКРЕТЫ И СЮРПРИЗЫ для детей 1-2лет

«Погремушки и шумелки»

Приготовьте несколько небольших тёмных и прозрачных пластиковых буты-лочек, красивые цветные пластмассовые пузырьки из-под шампуня, лосьона или металлические банки из-под чая. Наполните их разными материалами: мелкими камушками, горохом, желудями, песком, монетками. Плотно закройте их крышкой, чтобы малыши не смогли их открыть и высыпать содержимое. Такие погремушки различаются внешним видом, весом, звучанием. Одни из них громко гремят или звенят, другие тихо шуршат. Такие игрушки-погремушки можно сделать для каждого ребёнка. Экспериментируя с ними, малыши будут сравнивать свойства этих предметов. Со временем они научатся по звуку распознавать, что находится внутри непрозрачной «погремушки».

ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 лет

«Игры с магнитом»

Для создания неожиданной, проблемной ситуации можно организовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скрепки, пуговки), а под листком или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выражайте крайнее удивление оттого, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их интерес к наблюдаемому явлению. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам самим поэкспериментировать с магнитом.

Затем предложите детям прикладывать магнит к предметам из разных материалов и понаблюдайте, какие из них будут притягиваться, а какие нет.

«Лупа»

Покажите детям лупу и скажите: «В этой лупе волшебное стекло. Давайте посмотрим сквозь лупу на какую-нибудь игрушку». Возьмите маленькую игрушечку и предложите малышам по — очереди рассмотреть её в лупу. Спросите: «Какая стала игрушка? Большая она или маленькая?» Если лупа двусторонняя, переверните её и снова предложите рассмотреть сквозь неё ту же игрушку. Снова спросите: «А какая теперь стала игрушка?» Объясните, что бывают стекла, которые помогают лучше рассмотреть мелкие предметы. Спросите, носит ли кто-то из родственников ребят очки, поясните, что очки надевают для того, чтобы лучше видеть.

Можно предложить детям рассмотреть сквозь лупу буквы в книге, собственные ладошки, пуговицы на кофточке, цветок. На прогулке можно рассмотреть сидящую на листке божью коровку, паучка, гусеницу.

ИГРЫ С КРАСКАМИ для детей 1-3 лет

«Таинственные отпечатки»

Предложите детям изготовить загадочные картинки. Сложите листы белой бумаги пополам, раздайте их детям и предложите разрисовать одну половину листа краской. Потом снова сложите листы по сгибу и прогладьте их рукой. Скажите малышам: «Теперь давайте посмотрим, какие у нас получились картинки». Предложите детям развернуть свои листы и рассмотреть отпечатки. Вместе с детьми постарайтесь придумать, на что похоже каждое получившееся изображение.

ИГРЫ С ВОДОЙ для детей 2-3 лет

«Кораблики»

В тазу с водой или в бассейне можно поиграть в кораблики. Подготовьте игрушечные пластмассовые кораблики и лодочки; кораблики, сделанные из бумаги; губки, ореховые скорлупки, дощечки, кусочки коры, крышки от бутылок и банок. Можно изготовить небольшие плотики, связав несколько палочек проволокой.

Предложите детям выбрать себе кораблик и отправить его в «плавание». На кораблики можно посадить маленькие лёгкие игрушки. Покажите детям, как можно направлять движение кораблика, подталкивая его пальчиком, палочкой, дуть на него.

Весной, если на участке образуются ручейки, поиграйте на прогулке в кораблики. Можно понаблюдать, какой кораблик плывёт быстрее.

«Мыльные пузыри»

Приготовьте в мисочке мыльный раствор и трубочку (пластиковую, бумажную, макаронину). Подуйте в трубочку, погружённую одним концом в мыльный раствор, чтобы получилась пена. Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям, и они захотят сделать то же са-мое. Самым маленьким детям, не предлагайте самостоятельно делать пену, а детям постарше покажите, как нужно дуть в трубочку, чтобы получился «мыльный пирог».

Для самостоятельного пускания пузырей детям лучше предлагать покупные мыльные пузыри.

Радуйтесь вместе с детьми разноцветным летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, наблюдают, как они лопаются. Пусть малыши понаблюдают, какой пузырь больше, какой меньше, какой из них выше и дольше летает. Пускать мыльные пузыри можно и на участке детского сада во время прогулки. Обратите внимание детей, что при влажной погоде пузыри дольше не лопаются и могут присесть на траву.

Литература:

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / авт-сост.Е.О.Смирнова,Л.Н.Галигузова, С. Ю. Мещерякова -М.: ООО «Русское слово-учебник, 2015 (ФГОС дошкольного образования)

Познавательное детей: методические рекомендации к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнов, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова -М.: ООО «Русское слово-учебник, 2019 (ФГОС дошкольного образования)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год