Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическое пособие «Лесная полянка»
Познание
Автор: Сафина Ляйсан Павловна   
20.03.2022 09:45

Методическое пособие «Лесная полянка»Методическое пособие «Лесная полянка»

Выполнил: воспитатель Сафина Ляйсан Павловна стаж в данной должности: 2года г. Туймазы-2022г.

Направленность: познавательное развитие, речевое развитие Интеграция областей: речевое, социально-коммуникативное,

художественно-эстетическое.

Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.

Предназначение: для детей младшей группы

Продолжительность: 5 месяцев (октябрь 2021г. — март 2022г.)

Актуальность: Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно в младшем дошкольном возрасте. Поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т.е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Не все дети с родителями выезжают на природу, поэтому знания об окружающем мире и умения вести себя в лесу не достаточны и очень поверхностны.

 

В связи с этим для детей нашей младшей группы было разработано методическое пособие «Лесная полянка».

Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; совершенствованию познавательной и речевой сферы.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представления о чередовании времен года
  • расширять знания о деревьях, растениях, животных, птицах насекомых обитающих в нашем краю;
  • знакомить с правилами поведения в природе:

Развивающие:

  • расширять представления об окружающем мире
  • способствовать развитию связной речи, пополнение словарного запаса;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к растениям и животным, к природе родного края, эмоционально значимого отношения к каждому времени года.

Словарь: Осень

Существительные: солнце, небо, дождь, туча, деревья, лес, поляна, цветы, трава, волк, лиса, белка, заяц, еж, медведь, береза, ель, клен.

Глаголы: льется, растет, светит, капает, идет, желтеет, улетает, просыпается, холодеет, грустит, бежит, прячется и др.

Прилагательные: серый желтый, белый, красивый, мягкий, грустный, рыжий, колючий, бурый, пестрый, пасмурная и др.

Зима

Существительные: солнце, небо, ветер, деревья, лес, снег, сугробы, береза, ель, клен, волк, лиса, медведь, белка, заяц, синица, снегирь, воробей, берлога, спячка.

Глаголы: идет, падает, кружится, спит, белеет, покрывается.

Прилагательные: ясное, голубое, холодный, снежный, мягкий, свежий.

Весна

Существительные: солнце, небо, туча, дождь, ручей, лужи, почки, деревья, цветы, трава, одуванчик, мать-и-мачеха, божья коровка, жук, бабочка, скворец, воробей, волк, лиса, белка, заяц, еж, медведь, береза, ель, клен. Глаголы: капает, тает, зеленеет, набухают, прилетают, просыпается, радуется, светит, цветет, теплеет, сидит и др. Прилагательные: яркое, лучистое, желтое, голубое, зеленый, красные, рыжая, колючий и др.

Лето

Существительные: солнце, небо, облака, дождь, трава, деревья, воробей, волк, волчонок, лиса, лисенок, белка, бельчонок, заяц, зайчонок, ежиха, ежонок.

Глаголы: светит, льет, капает, появляются, рождаются, выводят, цветёт и др.

Прилагательные: лучистое, яркое, жаркий, теплый, голубое, цветущая и др.

Описание изготовления пособия:

Пособие представляет из себя:

  • магнитная доска (изготовленная из оцинкованного железа обклеенной белой самоклеющейся бумагой, задняя часть из ОСБ, края доски обработаны пластиковым профилем на герметике).

Размеры: ширина-70, длина -80;

Рабочая поверхность: ширина-63, длина -73.

В комплекте: цветные картинки разных размеров приклеенных на магнитную основу (деревья на все времена года, растения, животные, насекомые, птицы, приметы времен года).

Этапы работы:

I этап –подготовительный: октябрь 2021 год.

Изготовление панно с помощью родителей. Создание условий, необходимых для методического пособия, изучение методической литературы, подборка дидактических игр и игровых упражнений по ознакомлению с миром природы в младшей группе.

II этап –формирующий: ноябрь 2021 год –март2022 год.

На познавательных занятиях по ознакомлению с природой, обратила

внимание, что дети плохо знают о сезонных изменениях в природе. Таким образом я решила создать панно «Лесная полянка», где первоначально решила ознакомить детей с моделью «Осень».

Детям очень понравилось панно «Осень». Они с удовольствием прикрепляли желтые листья березы, красные листья клена, определяли осеннюю погоду, расставляли траву и животных. Я решила продолжить серию на остальные времена года «Зима», «Весна», «Лето».

Предлагая детям методическое пособие «Лесная полянка» прошу поиграть с зайчонком. Он грустный, потому что потерял свою маму.

Зайчонок просит помощи. Я интересуюсь у детей: «Где живет зайчонок?».

Чтобы помочь зайчонку, мы должны совершить путешествие в весенний лес на лесную полянку. Так мы с детьми оказываемся на лесной полянке. Здесь мы можем увидеть деревья, провожу дидактические игры: «Назови дерево», «Найди лист к дереву» и т.д. Создаю с детьми весеннюю полянку. Дети, посмотрите, какая трава на поляне? (пушистая, зеленая). Так, в непринужденной игровой форме дети отвечают на вопросы, постигая одновременно правильное согласование существительных с прилагательными в роде и числе, например: трава зеленая, свежая;

солнышко яркое, теплое; небо голубое.

Продолжая работать с пособием, я задаю вопрос «Весной, что вырастает на лесной полянке? – Цветы, отвечают дети. Провожу игру «Весенние цветы». Знакомлю детей с весенними первоцветами с одуванчиками и матьи-мачехой. Интересуюсь у детей: «Дети, как вы думаете, в лесу можно рвать цветы? – Нельзя, если не будет цветов, исчезнут насекомые. — А какие бывают насекомые? (бабочка, майский жук, божья коровка)». Провожу дидактическую игру «Назови насекомых».

В это время на дерево садится птица – воробей. «Посмотри зайчонок, это не твоя мама. Кто это, дети? – Это птица воробей»

А зайчонок продолжает грустить, так как мы еще не нашли маму. И тут появляются животные: волк, медведь, лиса, ежик, заяц. Раздаю каждому ребенку карточки с детенышами, дети находят правильное животное — маму.

Провожу игру «Найди свою маму». Дети правильно называют детенышей животных: у медведицы – медвежонок, у лисы — лисенок, у волчицы — волчонок, а у зайца — зайчонок. Вот и нашлась мама зайчонка. Зайчонок радуется, что нашел свою маму. Он говорит детям: «Спасибо».

Таким образом, методическое пособие «Лесная полянка» предназначено для детей младшего дошкольного возраста для ознакомления с сезонными

изменениями, происходящими в природе, которое привлекает внимание детей к красоте в разное время года. Благодаря этому пособию наблюдения

стали интересными и красочными, речь детей стала более развитой и эмоциональной.

III этап – заключительный (презентационный): обобщение материалов и результаты работы. Презентация.

Ожидаемый результат:

  • создание условий для учебно-игровой деятельности
  • расширение познавательной активности по окружающему миру, дети постепенно учатся различать сезонные изменения в природе;
  • обогащение и активизация словаря существительными, глаголами прилагательными;
  • развитие мышления, воображения.

Основные достоинства:

  • многофункциональность
  • можно переносить
  • пособие плоскостное
  • участие группы, подгруппы
  • дает возможность использовать пособие в различных видах игр, методах

и формах при работе с детьми.

Задачи на перспективу:

  • Продолжать работу по совершенствованию представлений об окружающем мире;
  • Дополнять пособие новыми дидактическими играми по каждой возрастной группе.
  • Развивать диалогическую речь, учить составлять описательный рассказ активизировать в речи детей прилагательные, формировать умение подбирать точные сравнения.

Список используемой литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
  2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. – 48с.
  3. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/ Под. Ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1988. – 159с.
  4. Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой. – Уфа: Китап, 2008 – 72с.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2005. – 145с.
  6. Журнал Дошкольное Воспитание №2 2016. / О.Глухова, Н.Батталова Дидактическое пособие «На лесной полянке».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год