Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическое пособие «Лесная полянка»
Познание
Автор: Сафина Ляйсан Павловна   
20.03.2022 09:45

Методическое пособие «Лесная полянка»Методическое пособие «Лесная полянка»

Выполнил: воспитатель Сафина Ляйсан Павловна стаж в данной должности: 2года г. Туймазы-2022г.

Направленность: познавательное развитие, речевое развитие Интеграция областей: речевое, социально-коммуникативное,

художественно-эстетическое.

Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.

Предназначение: для детей младшей группы

Продолжительность: 5 месяцев (октябрь 2021г. — март 2022г.)

Актуальность: Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно в младшем дошкольном возрасте. Поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т.е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Не все дети с родителями выезжают на природу, поэтому знания об окружающем мире и умения вести себя в лесу не достаточны и очень поверхностны.

 

В связи с этим для детей нашей младшей группы было разработано методическое пособие «Лесная полянка».

Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; совершенствованию познавательной и речевой сферы.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представления о чередовании времен года
  • расширять знания о деревьях, растениях, животных, птицах насекомых обитающих в нашем краю;
  • знакомить с правилами поведения в природе:

Развивающие:

  • расширять представления об окружающем мире
  • способствовать развитию связной речи, пополнение словарного запаса;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к растениям и животным, к природе родного края, эмоционально значимого отношения к каждому времени года.

Словарь: Осень

Существительные: солнце, небо, дождь, туча, деревья, лес, поляна, цветы, трава, волк, лиса, белка, заяц, еж, медведь, береза, ель, клен.

Глаголы: льется, растет, светит, капает, идет, желтеет, улетает, просыпается, холодеет, грустит, бежит, прячется и др.

Прилагательные: серый желтый, белый, красивый, мягкий, грустный, рыжий, колючий, бурый, пестрый, пасмурная и др.

Зима

Существительные: солнце, небо, ветер, деревья, лес, снег, сугробы, береза, ель, клен, волк, лиса, медведь, белка, заяц, синица, снегирь, воробей, берлога, спячка.

Глаголы: идет, падает, кружится, спит, белеет, покрывается.

Прилагательные: ясное, голубое, холодный, снежный, мягкий, свежий.

Весна

Существительные: солнце, небо, туча, дождь, ручей, лужи, почки, деревья, цветы, трава, одуванчик, мать-и-мачеха, божья коровка, жук, бабочка, скворец, воробей, волк, лиса, белка, заяц, еж, медведь, береза, ель, клен. Глаголы: капает, тает, зеленеет, набухают, прилетают, просыпается, радуется, светит, цветет, теплеет, сидит и др. Прилагательные: яркое, лучистое, желтое, голубое, зеленый, красные, рыжая, колючий и др.

Лето

Существительные: солнце, небо, облака, дождь, трава, деревья, воробей, волк, волчонок, лиса, лисенок, белка, бельчонок, заяц, зайчонок, ежиха, ежонок.

Глаголы: светит, льет, капает, появляются, рождаются, выводят, цветёт и др.

Прилагательные: лучистое, яркое, жаркий, теплый, голубое, цветущая и др.

Описание изготовления пособия:

Пособие представляет из себя:

  • магнитная доска (изготовленная из оцинкованного железа обклеенной белой самоклеющейся бумагой, задняя часть из ОСБ, края доски обработаны пластиковым профилем на герметике).

Размеры: ширина-70, длина -80;

Рабочая поверхность: ширина-63, длина -73.

В комплекте: цветные картинки разных размеров приклеенных на магнитную основу (деревья на все времена года, растения, животные, насекомые, птицы, приметы времен года).

Этапы работы:

I этап –подготовительный: октябрь 2021 год.

Изготовление панно с помощью родителей. Создание условий, необходимых для методического пособия, изучение методической литературы, подборка дидактических игр и игровых упражнений по ознакомлению с миром природы в младшей группе.

II этап –формирующий: ноябрь 2021 год –март2022 год.

На познавательных занятиях по ознакомлению с природой, обратила

внимание, что дети плохо знают о сезонных изменениях в природе. Таким образом я решила создать панно «Лесная полянка», где первоначально решила ознакомить детей с моделью «Осень».

Детям очень понравилось панно «Осень». Они с удовольствием прикрепляли желтые листья березы, красные листья клена, определяли осеннюю погоду, расставляли траву и животных. Я решила продолжить серию на остальные времена года «Зима», «Весна», «Лето».

Предлагая детям методическое пособие «Лесная полянка» прошу поиграть с зайчонком. Он грустный, потому что потерял свою маму.

Зайчонок просит помощи. Я интересуюсь у детей: «Где живет зайчонок?».

Чтобы помочь зайчонку, мы должны совершить путешествие в весенний лес на лесную полянку. Так мы с детьми оказываемся на лесной полянке. Здесь мы можем увидеть деревья, провожу дидактические игры: «Назови дерево», «Найди лист к дереву» и т.д. Создаю с детьми весеннюю полянку. Дети, посмотрите, какая трава на поляне? (пушистая, зеленая). Так, в непринужденной игровой форме дети отвечают на вопросы, постигая одновременно правильное согласование существительных с прилагательными в роде и числе, например: трава зеленая, свежая;

солнышко яркое, теплое; небо голубое.

Продолжая работать с пособием, я задаю вопрос «Весной, что вырастает на лесной полянке? – Цветы, отвечают дети. Провожу игру «Весенние цветы». Знакомлю детей с весенними первоцветами с одуванчиками и матьи-мачехой. Интересуюсь у детей: «Дети, как вы думаете, в лесу можно рвать цветы? – Нельзя, если не будет цветов, исчезнут насекомые. — А какие бывают насекомые? (бабочка, майский жук, божья коровка)». Провожу дидактическую игру «Назови насекомых».

В это время на дерево садится птица – воробей. «Посмотри зайчонок, это не твоя мама. Кто это, дети? – Это птица воробей»

А зайчонок продолжает грустить, так как мы еще не нашли маму. И тут появляются животные: волк, медведь, лиса, ежик, заяц. Раздаю каждому ребенку карточки с детенышами, дети находят правильное животное — маму.

Провожу игру «Найди свою маму». Дети правильно называют детенышей животных: у медведицы – медвежонок, у лисы — лисенок, у волчицы — волчонок, а у зайца — зайчонок. Вот и нашлась мама зайчонка. Зайчонок радуется, что нашел свою маму. Он говорит детям: «Спасибо».

Таким образом, методическое пособие «Лесная полянка» предназначено для детей младшего дошкольного возраста для ознакомления с сезонными

изменениями, происходящими в природе, которое привлекает внимание детей к красоте в разное время года. Благодаря этому пособию наблюдения

стали интересными и красочными, речь детей стала более развитой и эмоциональной.

III этап – заключительный (презентационный): обобщение материалов и результаты работы. Презентация.

Ожидаемый результат:

  • создание условий для учебно-игровой деятельности
  • расширение познавательной активности по окружающему миру, дети постепенно учатся различать сезонные изменения в природе;
  • обогащение и активизация словаря существительными, глаголами прилагательными;
  • развитие мышления, воображения.

Основные достоинства:

  • многофункциональность
  • можно переносить
  • пособие плоскостное
  • участие группы, подгруппы
  • дает возможность использовать пособие в различных видах игр, методах

и формах при работе с детьми.

Задачи на перспективу:

  • Продолжать работу по совершенствованию представлений об окружающем мире;
  • Дополнять пособие новыми дидактическими играми по каждой возрастной группе.
  • Развивать диалогическую речь, учить составлять описательный рассказ активизировать в речи детей прилагательные, формировать умение подбирать точные сравнения.

Список используемой литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
  2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. – 48с.
  3. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/ Под. Ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1988. – 159с.
  4. Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой. – Уфа: Китап, 2008 – 72с.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2005. – 145с.
  6. Журнал Дошкольное Воспитание №2 2016. / О.Глухова, Н.Батталова Дидактическое пособие «На лесной полянке».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год