Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект для старшей группы «Удивительная соль»
Познание
Автор: Бесперстова Тамара Владимировна   
13.02.2022 19:22

Проект для старшей группы «Удивительная соль»Проект для старшей группы «Удивительная соль»

Актуальность:

Когда проголодавшийся человек садится за стол, а обед еще не готов, он с нетерпением начинает есть хлеб с солью. Никому и в голову не приходит, что из-за этого белого кристаллического порошка, лежащего в обыкновенной солонке, люди когда-то могли сражаться, убивать друг друга, продавать в рабство и кочевать из одной страны в другую. Бывало даже и так, что крупинка соли могла изменить судьбу человека, а несколько крупинок этого удивительного порошка возвращали жизнь умирающему.

В чем же тут дело? Почему простая столовая соль могла творить такие «чудеса»? Разве теперь она изменилась?

Нисколько! И в наши дни поваренная соль таит в себе много скрытых, удивительных и далеко не всем известных свойств. Без соли не может жить ни один живой организм. Соль предохраняет продукты от гниения. Она понижает температуру таяния снега и льда. Из соли приготавливается много необходимых лекарств, и соль нужна для производства самых обыкновенных предметов — мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого.

Поэтому старая русская пословица «Без соли не проживешь» справедлива и в наши дни. Без соли не только не может жить человек, но не могут развиваться и многие отрасли, современной промышленности.

 

Скачать конспект

Почему же именно эту обыкновенную поваренную соль ничем нельзя заменить? Из чего она состоит, откуда ее берут, почему раньше она ценилась дороже золота, а теперь почти ничего не стоит?

Гипотеза:

При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Цель проекта: узнать историю появления соли, определить ее свойства, а также выяснить, полезна соль или вредна.

Задачи:

Обучающие:

  1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств.
  2. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.
  3. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
  4. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью и гуашью.

Развивающие:

  1. Расширять кругозор, развивать связную речь и познавательную активность детей, практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности, обеспечивающие выражение освоенного в рисунках, рассказах, играх;
  2. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать; активизировать творческие способности детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

  1. Осмысление элементарных естественно-научных представлений о соли, как ископаемом, имеющем полезные и вредные свойства и качества.
  2. Повышение уровня начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат).
  3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Материалы для проведения проекта.

  • Оборудование и материалы для проведения опытов: прозрачные баночки, стаканчики, ложки, соль, яйцо, лёд, вода, гуашь.
  • Материал для рисования: альбом для рисования, соль, клей ПВА, цветная соль.
  • ИКТ- слайды

Этапы реализации проекта:

1-й этап — подготовительный этап:

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?».

Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.

Подбор познавательной, художественной, научной и методической литературы.

2-й этап –основной этап:

Изучение с детьми познавательной, художественной и научной литературы;

Реализация проекта через взаимодействие с детьми группы;

Опытно-экспериментальная деятельность;

Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности «Что мы знаем о соли?», «Где и как добывают соль?»;

3-й этап — заключительный этап:

обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний;

совместная деятельность педагога, детей, НОД.

презентация проекта.

План проекта

Дни недели Название мероприятия

6. -10. 12. 2021г Беседа «Что мы знаем

о соли?»

Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

Изучение с детьми познавательной и научной литературы.

Чтение чеш. нар. сказка «Соль»

Опытно-экспериментальная деятельность на тему «Изучение свойств и качеств соли»

П/Игра «Море волнуется»

Д.И. «Что, мы солим?»

Консультация для родителей «Удивительные истории о соли»

13-17. 12. 2021г Беседа «Какую пользу приносит соль человеку?»

Цель: Уточнить представления детей

пользе и вреде для человеческого организма соли.

Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли»

Чтение пословиц и поговорок о соли.

Творческое рассказывание «Как мама использует соль»

20-24. 12. 2021г Беседа «Как добывают соль?»

Цель: Познакомить с технологией добычи соли, расширить знания детей о мире профессий.

Опытно-экспериментальная деятельность на тему «Незамерзающая вода»

Опыт «Плавающее яйцо».

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования солью

Творческая мастерская «Декорирование цветной солью»

Дидактическая игра: "Соль полезна для того, чтобы?»

Чтение слов. нар. сказка «Соль дороже золота»

Работа с родителями

  1. Помочь со сбором информации о соли.
  2. Активно интересоваться действиями ребенка в группе.
  3. Помочь детям провести опыты с солью в домашних условиях.
  4. Подготовить буклеты: «Соль в нашей жизни».

Результативность проекта:

  • Сформированность у детей и родителей устойчивого интереса к истории появления соли и ее значении в жизни человека;
  • Развитие у детей и родителей интереса к совместной экспериментальной деятельности;

Перспектива: для повышения интереса к познавательно – исследовательской деятельности, к экспериментированию, необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых проектов и использование интегрированного подхода в данном направлении.

Заключение: изучая исторические факты, дети узнали много интересного о соли:

насколько ценным был этот минерал (даже ценнее золота, на который мы сегодня почти не обращаем внимания;

область применения соли очень широка — это и повседневная жизнь человека, и кулинария, и медицина;

соль очень важна и незаменима для жизни и здоровья человека;

несмотря на пользу и важность, соль может быть очень опасной и причинять большой вред окружающей среде и здоровью человека.

Данные выводы говорят о том, что цели своего исследования дети достигли. Очевидно, что нельзя недооценивать важность и необходимость соли в нашей жизни. Но, при этом, нельзя забывать и о вреде, который она может причинять при неграмотном использовании. Мы думаем, что практически любой полезный и нужный продукт может стать опасным для человека и природы при неразумном его использовании.

Достигнутые результаты: Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.

Вывод: Наша гипотеза подтвердилась: соль — не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений и применения для творчества.

Литература:

Информационные ресурсы:

  1. http: //www/maaam. ru/
  2. http: //nsportal

Методическое обеспечение:

  1. Большая энциклопедия школьника, М.: АСТ, 2006.
  2. БуяноваН. Ю.Я познаю мир: Детская энциклопедия: М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» 1998.
  3. КурланскийМарк. Всеобщая история соли. М.: Ж Колибри, 2007.
  4. Статья: Каздыма А. А., ЯмновойИ. А. «Соль-благо и зло, правда и вымысел».
  5. Плешаков. А. А. Мир вокруг нас 2. Часть 2 – М.: Просвещение, 2004.
  6. Песков В. К. Окно в природу. Щепотка соли. М.: 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год