Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Организация ранней профессиональной ориентации старших дошкольников в условиях детского сада»
Познание
Автор: Корнильева Оксана Викторовна Голдаева Надежда Сергеевна Малышева Марина Александровна Курило Оксана Анатольевна Суслова Татьяна Владимировна   
05.02.2022 17:45

«Организация ранней профессиональной ориентации старших дошкольников в условиях детского сада»«Организация ранней профессиональной ориентации старших дошкольников в условиях детского сада»

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть? Свою мечту воплотить в играх: сегодня — врач, завтра — банкир и даже Президент. Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

Учитывая, что дошкольное образование является первым уровнем общего образования и ФГОС дошкольного образования направлен, в том числе и на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, а также на создание условий для развития способностей каждого ребенка и приобщение его к общечеловеческим ценностям, на формирование позитивных установок к различным видам труда, то можно утверждать, что начало профориентационной работы лежит именно в дошкольном возрасте.

 

Актуальность темы продиктована потребностями современного мира. Так, для дошкольного образования в Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования поставлены следующие задачи: формирование первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности; и определены основные средства: игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры); педагогическое просвещение родителей о целях, задачах, формах и методах поддержки профессионального самоопределения.

Вместе с тем, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в формирования представлений о мире профессий у дошкольников и отсутствии системы формирования первичного представления о мире профессий. Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. Основными задачами воспитания в труде и для труда Константин Дмитриевич Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Антон Семенович Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке данную проблему изучали ученые: Крулехт Мария Вадимовна, Логинова Вера Иосифовна и другие. В данном вопросе существуют различные подходы. Мы ориентируемся на подходы таких педагогов, как Николай Евгеньевич Веракса и Тамара Семеновна Комарова, которые рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия вы-строенной системы работы, соответствующего методического и наглядного материала. Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации. Деятельность строится с учетом следующих принципов: принцип личностного ориентированного взаимодействия, принцип доступности, достоверности и научности знаний, принцип открытости, принцип диалогичности, принцип активного включения детей в практическую деятельность, принцип рефлексивности, принцип регионального компонента.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учётом современных образовательных технологий: технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, технология интегрированного обучения, педагогическая технология организации сюжетно- ролевых игр. Таким образом, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, нами был разработан и успешно реализован долгосрочный образовательный проект социально-коммуникативной направленности для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий». Уникальность — знакомство с профессиями родного края и профессиями родителей воспитанников. Деятельность по реализации проекта включала три этапа: (организационный, создание условий): анкетирование, организация диагностики, разработка проекта, подбор материала (август-сентябрь), (практический): реализация проекта (сентябрь-май), (завершающий: анализ результатов реализации проекта, подведение итогов) (май, июнь).

Основная сложность в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому, деятельность по данному направлению основывается на самых разнообразных формах и методах работы с детьми в разных видах детской деятельности, в процессе специально организованных форм работы, в самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.

Современная дошкольная образовательная организация является от-крытой социальной системой, и важное условие — активное сотрудничество с социальными партнерами. Одним из них является Анжеро-Судженский политехнический колледж. И в перспективе — организация ранних профессиональных проб на базе данного учреждения (по профессиям повар, кондитер, автомеханик, сварщик, эколог, фармацевт).

Подводя результаты 3 этапа, уже сегодня, мы можем отметить ряд положительных моментов. К концу года возросла активность участия родителей, практически все отмечают важность знакомства с профессиями, начиная с младшего возраста. В планах разработка Программы по ранней профориентации для детей с 3 до 7 лет.

Педагогическая диагностика, которая проводилась в начале и конце учебного года на основе Опросника для детей старшего дошкольного возраста «Профессиональная деятельность взрослых» Людмилы Викторовны Куцаковой, показала также положительную динамику развития воспитанников.

Таким образом, несмотря на то, что перед дошкольной организацией не стоит проблема выбора профессии, она является первой важной ступенью, закладывающей знания и основу для профессионального самоопределения в будущем.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год