Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ В ФОРМИРОВАНИИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Познание
Автор: Бексаева Лариса Александровна   
22.01.2022 16:02

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ В ФОРМИРОВАНИИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ В ФОРМИРОВАНИИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Бексаева Лариса Александровна МБДОУ д/сад №235, г. Ульяновск

«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятияи переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». В.А. Сухомлинский

Окружающий мир — предметы ежедневного обихода, игрушки, картины, люди, животные, природа – дают обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и развития их словаря. В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях. Знакомство детей с социальной действительностью является основой воспитания у детей чувства любви к своей Родине, приобщения к прошлому и настоящему национальной культуры. (Жуковская Р.И., Козлова С.А., Виноградова Н.Ф. и др.) Если мы хотим вырастить человека – созидателя, то в основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребенок пронесет это отношение через всю свою жизнь, а приобретаемые, в последующем, знания будут накладываться на это отношение.

 

«Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества», — писал В.А. Сухомлинский.

Окружающий мир содержит все, что необходимо, для конкретизации детских представлений и воспитания чувств. В старшем дошкольном возрасте решение этой задачи осуществляется и в повседневной жизни, но главная нагрузка по овладению знаниями возлагается на увлекательную игровую и проблемно-познавательную деятельность, направленную на решение актуальных, интересных детям задач.

В нашем ДОУ №235 разработана система по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста.

Данная система работы основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, и направлена на:

  • формирование у детей целостной картины мира и расширение их кругозора
  • воспитание у детей чувства любви к Родине. Приобщение к прошлому и настоящему национальной культуры, к истории родного края
  • обогащение, обществоведческого и природоведческого словаря в процессе познавательного развития

Тематика образовательной деятельности распределена по следующим группам: природные явления и объекты, социальные объекты, бытовое окружение (наша Родина, наш город, семья, библиотека, школа), предметное окружение (транспорт, одежда, обувь, головные уборы, мебель, посуда, продукты питания), социокультурные нормы, традиции и праздники.

Значительное место в структуре образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью отводится краеведению.

Любой край, область, и даже небольшой поселок неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Краеведческий материал является основой понимания детьми своеобразия природных и культурных особенностей своего региона и особенностей других регионов.

Любовь к своей малой Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Краеведение учит гордиться достижениями своих земляков, дает возможность воспитывать у детей интерес к истории родного города.

Наш город Симбирск – Ульяновск основан в 1648 году.

«Жил да был давным — давно воевода Богдан Хитрово. Однажды приказал ему царь Алексей построить на реке Волге крепость для защиты русских границ. Построил Богдан Хитрово на высокой горе новый град и назвал его Синбирском».

Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой.

Береза под окном, снегири на ветке, ромашки на лугу — все это с детства знакомые картины природы родного края. При знакомстве детей с природой, воспитатель должен сообщить им не только конкретные знания, но и вызвать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробудить эстетические чувства. И в этом нам помогают разные виды искусства: живопись, музыка, поэзия. Стихи русских поэтов, картины русских художников и музыка способствуют более эмоциональному восприятию родной природы. Таким образом, познавательное развитие создаёт условия для эстетического и патриотического воспитания детей.

«Стройную рябину вижу во дворе,

Изумруд на ветках утром на заре.

Много ягод красных,

Спелых и прекрасных

Гроздьями висят,

Их красив наряд.

Собери на нитку ягод — для души,

Из рябины бусы очень хороши! (Светлана Шишкина)

«Посмотрите, какие у рябины необычные, красивые листья», — говорит воспитатель, — они состоят из мелких листочков, которые расположены попарно, как будто держатся за руки. Лист рябины можно сравнить с группой детей, впереди воспитатель, а сзади идущие парами дети.

Словно девица – красавица, стоит в осеннем лесу рябина, накинула на плечи шаль расшитую резными золотисто – красными листьями, надела ожерелье из алых ягод».

Образовательная деятельность строится на основе интеграции образовательных областей и включают в себя: использование произведений соответствующей художественной литературы и устного народного творчества, рассматривание картин и иллюстраций, фотографий, слайдов, игры «Путешествие в прошлое» (предмет в истории, человек в истории), дидактические игры, специально подобранные музыкальные произведения, рассказы воспитателя, динамические паузы, кроссворды.

Большая часть занятий реализуется на основе игровых технологий, которые дают возможность вовлечь в процесс познания, придают учебной задаче конкретный актуальный смысл, предусматривают практическую деятельность детей. Чем больше ребёнок накапливает представлений о природе, тем богаче, ярче становится его речь, воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Ознакомление дошкольников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине.

Литература:

  1. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников:. Методическое пособие. / Н.В. Алешина – М.: ЦГЛ. 2004. – 156 с.
  2. Жуковская, Р.И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада/ Р.И. Жуковская, Н.Ф., Виноградова, С.А Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – 2 – е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 238с.
  3. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания И. Рыбалова// Ж. «Дошкольное воспитание», 2003. — № 6.- с.45 -55.
  4. Тихонова, А.Ю. Занимательное краеведение: учебно – методическое пособие. В 2 частях. Часть 1/ А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. -100с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год