Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Исследовательский проект «Юные исследователи» для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР
Познание
Автор: Милеева Н. М. Митрохина А. С. Отдельнова О. В.   
03.06.2021 18:51

Исследовательский проект «Юные исследователи» для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНРИсследовательский проект «Юные исследователи» для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР

Авторы-разработчики:

  • воспитатель Милеева Н. М.
  • воспитатель Митрохина А. С.
  • учитель-логопед Отдельнова О. В.

Ступино, 2021 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: исследовательский

Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (18 человек), воспитатели, учитель-логопед, родители.

Сроки проведения: 22. 03. 2021г. -26. 03. 2021г. (краткосрочный проект)

 Скачать конспект

Актуальность проекта:

На сегодняшний день вопросы познавательного развития, предполагающие формирование любознательности, познавательной мотивации, познавательных действий дошкольников являются наиболее актуальными для педагогов ДОО. Данное положение находит своё отражение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования, который определяет познание как наиболее приоритетную область развития дошкольников.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов, создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В данном проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Цель: развитие познавательной активности, интеллектуально–творческого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста, путём совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать познавательный интерес, на основе практического опыта уметь анализировать ответы, доказывать, делать самостоятельные выводы и применять их в самостоятельной деятельности;
  • знакомить детей с различными методами исследования: опыт, наблюдение (эмпирические методы); анализ, синтез, обобщение (теоретические методы);
  • расширять знания и представления детей по темам: «Свойства воздуха», «Свойства и состояния воды», «Свойства почвы», «Состав почвы».

Развивающие:

  • развивать мышление, произвольное внимание, память, наблюдательность, воображение, сообразительность;
  • развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  • развивать умение работать с моделями.

Воспитательные:

  • воспитывать положительные качества личности – усердие, аккуратность, трудолюбие;
  • воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми;
  • формировать интерес и желание расширять свой кругозор, желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами.

Образовательные области

Содержание образовательных областей

Образовательная область

Содержание

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

•Беседа «Поговорим о воде»

•Опытно-экспериментальная деятельность детей

•Чтение стихотворений

Работа с родителями:

•Консультация на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

•Информационные буклеты для родителей «Семейная лаборатория».

Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться)

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Познавательное развитие

Совместная деятельность:

•Беседа «Поговорим о воде»;

• Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды», «Состояния воды», «Свойства воздуха», «Свойства почвы» «Состав почвы»;

•ТРИЗ «Загадки Снежной Королевы о воде»

•Д/И «Где снежинки?»

•Д/И «Что это может быть?»

•Д/И «Найди лишнее в почве»

Образовательная деятельность:

•ООД «Воздух – волшебный невидимка»

•ООД «Живая почва»

Пополнять объем знаний по темам: «Свойства и состояния воды», «Свойства воздуха», «Свойства и состав почвы». Развивать любознательность, расширять кругозор. Развивать у детей внимание, память, воображение, познавательный интерес.

Речевое развитие

Образовательная деятельность:

•ООД «Воздух – волшебный невидимка»

•ООД «Живая почва»

Совместная деятельность:

• Беседа «Поговорим о воде»

•Отгадывание загадок

•Выступление юных исследователей «Опыт по очистке воды от загрязнений в домашних условиях» с фотопрезентацией

Способствовать развитию всех компонентов устной   речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).

Развивать коммуникативные умения детей в процессе совместной деятельности друг с другом и со взрослым.

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная деятельность:

•ООД «Живая почва»

•Опыты «Состояния воды»


Зарисовка проведённых опытов

•Чтение стихотворений

Развивать эстетические чувства, творческие способности, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Физическое развитие

Совместная деятельность:

Мелкая моторика: пальчиковая гимнастика «Коль с водой имеем дело..», «Раз, два, три, четыре, пять, мы во двор пошли гулять..»

Физкультминутки: «В землю зёрнышко попало»; «Воздушный шарик».

•П/И «Мы –капельки»

Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, умения согласовывать слова и движения.

Предполагаемые результаты:

-       на основе практического опыта дети могут анализировать ответы, доказывать, делать самостоятельные выводы и применять их в самостоятельной деятельности;

-       у детей расширены представления о методах получения нового знания: опыт, наблюдение (эмпирические методы исследования); анализ, синтез, обобщение (теоретические методы исследования);

-       у детей обогащены знания и представления по темам: «Свойства воздуха», «Свойства и состояния воды», «Свойства почвы», «Состав почвы»;

-       дети умеют работать с моделями;

-         дети проявляют интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми;

-         дети проявляют интерес и желание расширять свой кругозор, исследовать окружающий мир.

Основными методами и приёмами проекта являются:

-     игровой метод;

-     проблемно-поисковый метод;

-     словесные методы: беседа, объяснение, вопросы;

-     наглядные методы: иллюстративный и предметный материал;

-     учебно-познавательная деятельность (самостоятельная и под руководством воспитателя).

Практическая значимость проекта:

Для педагогов:

üПополнение предметно-развивающей среды литературой, фотографиями, иллюстрациями, загадками, презентациями, опытами на тему: «Свойства и состояния воды», «Свойства воздуха», «Свойства почвы»;

üПополнение дидактических и методических материалов и пособий по данной теме.

Для детей:

-       знакомство с различными методами исследования: опыт, наблюдение (эмпирические методы); анализ, синтез, обобщение (теоретические методы);

-       расширение знаний и представлений по темам: «Свойства воздуха», «Свойства и состояния воды», «Свойства почвы», «Состав почвы»;

-       проявление интереса и желания расширять свой кругозор, исследовать окружающий мир.

Для родителей:

üАктивное участие родителей в деятельности ДОУ;

ü Повышение компетентности родителей в организации детского экспериментирования с целью развития познавательного интереса детей.

Итоговое мероприятие: Выступление юных исследователей «Опыт по очистке воды от загрязнений в домашних условиях» с фотопрезентацией

1 ЭТАП: Подготовительный

(15.03.21г.-19.03.21г.)

-       Определить уровень знаний детей по темам: «Свойства и состояния воды», «Свойства воздуха», «Свойства почвы», «Состав почвы».

-       Определить тему проекта, задачи, подобрать необходимую литературу по данной теме.

-       Составить план совместной деятельности с воспитателями, учителем-логопедом.

-       Привлечь внимание родителей и детей к теме проекта.

2 ЭТАП: Введение детей в проблемную ситуацию

Воспитатель организует беседу с детьми:

-Ребята, а вы знаете кто такие исследователи? (ответы детей)

-Исследователи – это люди, которые занимаются изучением различных явлений окружающего мира. Это учёные, благодаря открытиям которых, различные виды наук пополняются новыми знаниями. А как вы думаете, каким образом исследователи изучают окружающий мир? (ответы детей: много читают и т.п.)

-Да, действительно, учёные изучают много литературы. А ещё, ребята, они ставят различные интересные опыты и проводят эксперименты! Скажите, дети, хотели бы и вы на некоторое время превратиться в исследователей? (ответы детей: Да, хотим!)

-Замечательно! Словно настоящие учёные, мы будем проводить занимательные опыты, наблюдения и узнаем много нового. Будет очень интересно!

Календарно-тематическое планирование

Основные мероприятия

Дата

Содержание деятельности

Участники

Понедельник  22.03.21г.

ООД с элементами экспериментирования «Воздух – волшебный невидимка»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Воспитатели

Родители

Дети

Вторник

23.03.21г.

Беседа «Поговорим о воде»

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды»

Учитель-логопед

Воспитатели

Дети

Среда

24.03.21г.

Опытно-экспериментальная деятельность «Состояния воды»

ТРИЗ «Загадки Снежной Королевы о воде»

Воспитатели

Дети

Четверг

25.03.21г.

ООД с элементами экспериментирования «Живая почва»

Буклеты для родителей «Семейная лаборатория»

Воспитатели

Родители

Дети

Пятница

26.03.21г.

Выступление юных исследователей «Опыт по очистке воды от загрязнений в домашних условиях» с фотопрезентацией

Воспитатели

Дети

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год