Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Школа юного экскурсовода» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Познание
Автор: Косолапова Виктория Дмитриевна   
16.05.2021 09:00

Проект «Школа юного экскурсовода» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 летПроект «Школа юного экскурсовода» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 «Яблонька»

Проект «Есть такая профессия»: «Школа юного экскурсовода» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Подготовили воспитатели группы «Земляничка»:

  • В. Д. Косолапова,
  • И. В. Калиновская

Сургут, 2021 г.

Актуальность.

В наше время научного процесса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлечёнными понятиями.

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему поселку, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

 

Скачать конспект

Экскурсии раскрывают широкие возможности для восприятия ребёнка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей дошкольного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме.

Тип проекта: познавательно – практический

По продолжительности: долгосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Проблема:

Недостаточно сформированная монологическая и диалогическая речь детей, нет навыков и культуры речевого этикета со сверстниками и взрослыми.

Цель проекта:

Привлечь детей к совместной с педагогом деятельности, совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, пополнять словарь некоторыми терминами, помочь преодолеть стеснительность, учить детей уверенно держаться, вступать в беседу с незнакомыми детьми и взрослыми. Создать условия, способствующие привитию музейной культуры дошкольникам средствами экскурсионной работы.

Задачи:

  • Знакомство детей с профессией – экскурсовода, особенностями работы и основными направлениями. Подготовка дошкольников к ведению экскурсий.
  • Учить детей приемам музейной деятельности в качестве экскурсовода;
  • Развивать поисково-познавательную деятельность;
  • Развивать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики;
  • Обогатить речь, активный словарь детей, за счет формирования у них определенного объема информации;
  • Формировать навыки построения связных монологических и диалогических высказываний;
  • Развивать интонационную выразительность и темп речи;
  • Развивать умение вступать в разговор, эмоционально и содержательно выражать свои мысли;
  • Развитие связной монологической и диалогической речи.
  • Приобщение детей к национальной и мировой культуре.
  • Воспитание музейной культуры.

Гипотеза

Когда ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими. Полноценное общение предполагает не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность, готовы к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Для ребенка главное — это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания, умение грамотно строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт с собеседником. Безусловно, не из всякого ребенка можно вырастить «говорунка» (термин В.В. Зеленского), но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в беседе и многому другому все-таки можно. Детский сад — первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Поэтому в детском саду, необходимо всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать умение вести диалог друг с другом, повышать его самооценку. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Это особый лексический пласт, который наиболее близок детям, который помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей.

Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с детских лет к выступлениям перед аудиторией.

Для реализации идеи и замысла проекта необходимо применение новых инновационных форм работы с детьми. Введение нетрадиционной формы работы в данном направлении подтверждает и Концепция дошкольного воспитания, которая выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, коммуникативного развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Мы предположили, что в этом огромную помощь может оказать организация работы «Школы экскурсоводов».

Инновационность проекта.

Заключается в объединении работы по развитию речи со старшими дошкольниками с ролевой деятельностью ребёнка (выполняет роль экскурсовода) и подготовкой их к обучению в школу. А также в интегрированном, инновационном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения.

Для реализации этих целей наша группа работает по теме «Формирование связной речи у детей средствами проекта «Школа юного экскурсовода», в рамках которого проводится работа над грамотной, выразительной речью, коррекции ее недостатков, над воспитанием культуры общения, формированием умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации

Предполагаемый результат:

  • Повышение культуры поведения старших дошкольников в общественных местах.
  • Повышение интереса детей к профессии экскурсовода, расширение знаний детей о людях, работающих в музеях, повышение интереса к мини – музеям ДОУ.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Развитие свободного общения дошкольников с взрослыми и детьми.

Перспектива проекта:

  • Создание и обучение подгруппы детей – экскурсоводов для совместной работы с взрослыми в мини – музеях ДОУ.
  • Создание банка экскурсий.

Мониторинг:

Опросник Л. В. Куцаковой мониторинг проводится в форме беседы с детьми.

Реализация проекта:

Формы работы с детьми:

  • экскурсии
  • игровая деятельность
  • беседы
  • чтение художественной литературы
  • детские выставки

Формы работы с родителями:

  • консультации
  • экскурсии всей семьёй
  • онлайн экскурсии
  • анкетирование

Этапы реализации проекта:

  1. подготовительный;
  2. основной этап (подготовка детей — экскурсоводов);
  3. заключительный этап (совершенствование полученных знаний

детьми – экскурсоводами в мини – музеях ДОУ).

Итог проекта создание ЛЭПБУКА.

I. Подготовительный этап.

1. Воспитание культуры поведения детей в общественных местах:

  • Беседы, рассматривание картин о правилах поведения в общественных местах.
  • Беседы, чтение и обсуждение произведений детских писателей.
  • Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по группе».
  • Наблюдения детей – экскурсоводов за поведением дошкольников в мини – музеях ДОУ.
  • Знакомство детей с профессиональными праздниками.

2. Знакомство с профессией экскурсовода:

  • Рассматривание картин, беседа о профессии экскурсовода.
  • Экскурсии детей по городу, виртуальные экскурсии.
  • Посещение детьми музея в МБДОУ № 36 «Яблонька» «Дружат дети всей Земли». Беседа о работе экскурсовода по следам экскурсии.
  • Уточнение этапов проведения экскурсии экскурсоводов после посещения музея.
  • Экскурсия в мини – музеи групп детского сада. Анализ экскурсии педагогом.

II. Основной этап. Подготовка детей — экскурсоводов.

  • Рассматривание экспонатов. Накопление словаря, в том числе терминов, обучение правильному произношению слов.
  • Составление плана экскурсии. Выбор стихов, загадок, дидактических игр, сюжетно –ролевых игр, викторин.
  • Практическое усвоение хода экскурсии, работа над выразительностью, темпом речи.
  • Создание лэпбука «Профессии»

III. Заключительный этап. Совершенствование полученных знаний детьми-экскурсоводами в мини – музеях ДОУ.

  • Экскурсии с опорой на помощь педагога.
  • Самостоятельные экскурсии детских экскурсоводов для детей

подготовительной группы.

  • Самостоятельные экскурсии для родителей и детей, виртуальные экскурсии.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год