Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса старших дошкольников
Познание
Автор: Шамсутдинова Гульназ Хасановна   
08.05.2021 12:30

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса старших дошкольниковДетское экспериментирование как средство развития познавательного интереса старших дошкольников

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если сам процесс основан на методе экспериментирования. При этом экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
  • развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
  • детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский.

Один из конспектов по опытно-экспериментальной деятельности, применяемых в нашем детском саду, предлагаем вашему вниманию.

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Круговорот воды в природе»

(старший дошкольный возраст)

Интеграция образовательных областей: «Познание» и «Коммуникация».

Цель: формирование целостной картины мира: расширять и закреплять представления детей о свойствах воды и круговороте воды в природе.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности.

Закреплять у детей умение вести диалог со сверстниками.

Развивающие:

Развивать словарь, связную речь детей.

Способствовать развитию любознательности, логического мышления: анализ, обобщения, умозаключения.

Воспитательные:

Развивать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование и материалы:

Сундук, глобус, стаканы с водой, сахар, соль, соломинки, таз с водой, решето, зеркало, лед, ложка, одежда для «Капельки», материал для сказки.

Ход.

Воспитатель: — дети, вот у нас волшебный сундук, а что там угадайте!

На ноге стоит одной крутит, вертит головой

Нам показывает страны, реки, горы, океаны.

Дети: это глобус.

Воспитатель: — Молодцы!

Воспитатель: А, что такое глобус?

Дети: это модель Земли?

Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля?

Дети: круглая.

Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это?

Дети: это вода (моря, реки, океаны.)

Воспитатель: А, обозначено желтым цветом?

Дети: Это суша.

Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши? (воды)

А теперь послушайте Тимошину загадку:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в кране у нас журчит, бежит. (Вода)

Воспитатель: Молодцы! Давайте подойдем с вами к столу! И посмотрим что у нас там в стаканах?

Дети: Вода!

Воспитатель: Правильно!

Опыт №1 «У воды нет запаха!»

Воспитатель: А вода имеет запах? (ответы детей), а у меня есть, другие стаканы, давайте и там понюхаем воду? (в воду добавлены ароматические масла)

Вывод: вода имеет запах, если туда добавить какое либо вещество.

Опыт №2 «У воды нет вкуса!» (добавить соль, сахар)

Воспитатель: Хорошо у воды нет запаха, а вкус есть? (ответы детей).

Попробуйте в маленьких стаканчиках воду! Какая она на вкус? (ответы детей). А сейчас из тарелочек добавим это вещество. Размешаем хорошо, а теперь попробуем воду. Какой теперь стал вкус воды? (ответы детей).

Вывод: вода имеет вкус, если в нее добавить какое либо вещество!

Опыт №3 «Вода не имеет формы»

Воспитатель: а форма у воды есть? (ответы детей). Давайте посмотрим! Я возьму колбы и налью туда воды, какой она теперь она формы?

Вывод: вода принимает форму того сосуда, куда налита.

Опыт № 4 «Унести воду в решете»

Воспитатель: есть такое выражение «Воду в решете не унести», давайте проверим, так ли это?

Вывод: вода жидкая.

Стук в дверь. Входит капелька.

Капелька: Здравствуйте я частичка воды, я капелька! Послушайте стихотворение:

Ручей засох, родник иссяк,

А мы из крана — кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдет не много лет,

И нет водицы – нет, нет, нет.

Воспитатель: а мы с вами умеем беречь воду? (ответы детей)

Капелька: послушайте сказку о моём путешествии… «Путешествие капельки и её волшебные приключения»

«Жила – была капелька. Как – то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…».

Капелька: а что случилось дальше, придумайте сами (варианты детей). Молодцы! А мне пора дальше! До свидания!

Физминутка: «Свойства воды».

- А сейчас мы немного отдохнем. Мы превратимся в капельки воды и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то маленькие капельки, очень плотно прижаты друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то её капельки берутся за руки и могут двигаться и менять положения. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеёк. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее частицы отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель: а как же капельке подняться обратно? И возможно ли это? (ответы детей).

Воспитатель: давайте теперь посмотрим, как это происходит. И проведем опыт.

Опыт №5 «Как капельке отправиться наверх!» (Модель «Круговорот воды в природе»).

Кусочки льда выкладывают на зеркало, и подносят к ёмкости с кипятком, пар поднимаясь остаётся на зеркале – холодный лед с верху остужает и капельки воду опускаются в низ.

Вывод: вода при нагревании поднимается вверх, там остывает и опускается обратно.

Воспитатель: вот мы и увидели круговорот воды в природе! А теперь посмотрите на этот плакат и скажите, что вы здесь видите?

Воспитатель предлагает собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. Подводятся итоги занятия, беседа по вопросам:

- Что вы интересного узнали?

- Что понравилось больше всего?

- О чем хотели бы рассказать?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год