Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы «Экспериментируем и играем на подносе с детьми первой младшей группы»
Познание
Автор: Лобенко Ирина Геннадьевна   
10.04.2021 21:41

Опыт работы «Экспериментируем и играем на подносе с детьми первой младшей группы»Опыт работы «Экспериментируем и играем на подносе с детьми первой младшей группы»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как внешние черты детского поведения. Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. В процессе экспериментирования дети младшего возраста делают элементарные выводы, наблюдая за предметами, сравнивая их.

В своей работе я применяю доступные материалы для проведения разных экспериментов. Один из них — игры и задания на подносах, которые легко повторить. Использовать для занятий можно любые подносы. Главное – поднос должен быть удобным, чтобы дети могли с легкостью добраться до расположенных на нем предметов.

 

Наблюдение является моей основной педагогической деятельностью и помогает выбрать и предложить ребенку подходящее задание. Можно сделать задания разные по уровню сложности и, в зависимости от степени их выполнения ребенком, определять уровень его развития. Подготовить подносы с индивидуальными заданиями для каждого ребенка или предложить группе детей различные виды развивающих игр, соответствующих их уровню развития и отвечающих их интересам, на нескольких подносах. Все зависит от возраста детей и того, насколько однородна в этом отношении группа, с которой вы работаете. В любом случае подготовленные вами задания облегчат вам решение ежедневных задач, связанных с развитием и обучением детей.

В своей работе использую игры и эксперименты на подносе, которые формируют способность самостоятельного исследования предметов, развивает речевые способности, создает дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований.

Четыре бортика на подносах и элементарные эксперименты задают малышам четкие границы и побуждают их изучить окружающие предметы.

Мы проводим с детьми различные игры:

Рисовые ручейки – малыши очень любят что-нибудь наливать. Но для начала лучше экспериментировать не с жидкостями, а с сыпучим веществом, например рисом. Понадобится два сосуда. В одном – сыпучий материал, второй – пустой. Так же как дети охотно переливают жидкость из одного стакана в другой, так же они увлеченно играют с сыпучими материалами. И при этом нет никакой опасности, что они устроят настоящий потоп.

Крупа в стакане – это задание с целью обучения малыша обращению с жидкостями на порядок сложнее предыдущего. В этом эксперименте ребенок должен решить еще и когнитивную задачу: на подносе стоят кувшин с крупой и два стакана которые надо наполнить. Поэтому ребенок невольно начинает размышлять. Поместится ли содержимое кувшина в один стакан или придется наполнить оба? Надо ли наполнить оба стакана до краев или сначала насыпать крупу в один стакан, а остаток – в другой?

Берем в руки ложку – это задание не требует объяснений: есть наполненная крупой чашка, из которой надо пересыпать содержимое в другую чашку. Дети быстро понимают, что надо сделать. При этом они приобретают те навыки, которые не так интенсивно развиваются во время еды. Кроме того, это задание позволяет ребенку в простой игре совместить два элементарных действия: перенос вещества и наблюдение за его падением в момент пересыпания в другой сосуд.

Три цвета, три предмета – на подносе ребенку предстоит разложить предметы по тарелочкам согласно их цветовому решению.

Сортируем по стаканчикам – это задание интересно с точки зрения развития мелкой моторики, поскольку для сортировки предлагается пинцет. С его помощью ребенок должен аккуратно взять помпон и переложить в стаканчик, стараясь при этом его не уронить.

Кладоискатели – чашка с манной крупой скрывает немало сюрпризов! На этом подносе дети в чашке с крупой могут обнаружить невидимые поначалу «сокровища». А искать их предлагается при помощи ситечка. Сито необходимо погрузить в чашку, затем потрясти, подождать пока манка высыпется, достать оставшиеся в нем предметы и переложить их в другую миску. Чтобы интерес к игре не пропадал, следует время от времени прятать новые «сокровища».

Свет мой, зеркальце, скажи – на этот раз малыши будут искать «сокровища», вооружившись инструментами, оставляющими на песке следы. Речь идет о кисточках и щетках. Результат собственного труда станет для малыша сюрпризом, ведь это будет его собственное отражение в зеркале! Для игры не предлагается никакой емкости и ложки для сбора песка. Поэтому если очищен от крупы один угол зеркальной поверхности, значит другая часть зеркала им закрыта. Другими словами, открываем одно, закрываем другое – два действия в одном.

Оставляем следы – каждый предмет оставляет свой характерный след. Детям это хорошо известно, ведь они часто играют в песочнице. На этом подносе ребенок с помощью различных предметов может сам создавать следы на песке. Очень полезно совместить игру по созданию следов с рисованием.

Волшебный песок – для игры необходим кинетический песок и формочка. Дети очень любят лепить фигурки из песка. А теперь для этого не обязательно выходить на улицу.

Разноцветная вода – эта игра детей завораживает, необходимо подготовить кувшин с водой, гуашь, кисточку. Ребенку предлагается окрасить воду. Одни дети окрашивают воду в один цвет, а другие используют две краски и наблюдают, как краски смешиваются и вода приобретает совсем другой цвет.

Чудесная губка – дети очень любят переливать воду. Из кажущегося «ничего» можно получить нечто особенное. В этом поможет убедиться обыкновенная губка. Ее предлагается использовать в качестве средства для переливания воды из одной миски в другую. Если губку сжать, а потом расправить в воде, то она наберет воду и затем «отдаст» ее. Чудеса, да и только!

Знакомство со свойствами магнита – явление магнетизма малыши воспринимают как волшебство! Для игры на подносе предлагаются магнитный жезл и прозрачные металлические фишки. Ребенок в восторге, чудеса, фишки липнут на жезл и не падают с него.

Если у вас нет магнитного жезла и специальных фишек к нему, не беда. Вместо него можно использовать обычную ложку и разноцветные канцелярские магниты. Данная игра вызовет у малышей массу восторга и положительных эмоций.

Для организации игр-экспериментов вам могут помочь самые обычные материалы и предметы, только их надо правильно скомпоновать и выложить детям для игры на пластиковых или деревянных подносах. Выполняя игровые задания у детей развивается мелкая моторика, глазомер, творческое мышление, дети экспериментируют и открывают для себя окружающий мир. Малыши имеют возможность во время своих экспериментов научиться обращаться со всевозможными неопасными веществами, встречающимися нам в повседневной жизни. И что важно, делают это с удовольствием и интересом.

Таким образом, главное достоинство технологии экспериментирования и игры на подносе заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Развивают наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, развивает все познавательные способности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год