Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД по познавательному развитию /экспериментирование/ «Поиск воздуха» в средней группе.
Познание
Автор: Самойленко Светлана Александровна   
24.03.2021 03:58

Конспект НОД по познавательному развитию /экспериментирование/ «Поиск воздуха» в средней группе.Конспект НОД по познавательному развитию /экспериментирование/ «Поиск воздуха» в средней группе.

Цель:

  • расширение представлений у детей о свойствах и качествах воздуха
  • развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Образовательные задачи:

  • упражнять детей в умении наблюдать за окружающей средой;
  • продолжать формировать представления детей о воздухе, его свойствах;
  • продолжать формировать умение строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;
  • подвести к пониманию того, что воздух повсюду окружает нас: он есть в пустых предметах и в нас, мы дышим воздухом;
  • способствовать развитию речи у детей: отвечать на вопросы; аргументировать свои высказывания; умения детей слушать; расширять словарный запас: воздух, прозрачные, вытеснять, мыльная пленка, расширяется, сужается;
  • способствовать овладению детьми навыками проведения опытов;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Развивающие задачи:

  • развивать у детей умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  • создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;
  • способствовать формированию мыслительных операций.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброту, отзывчивость, желание оказать помощь, уважение к своим товарищам;
  • воспитывать умение работать сообща;
  • воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно;
  • воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при работе с водой и оборудованием для проведения опытов.

Методологические приемы: беседа-диалог, вопросы, индивидуальные ответы детей, игровая ситуация, физкультминутка, экспериментальная деятельность, подведение итогов.

Оборудование: воздушный шарик, емкости с водой и стаканчики; тазик или тарелки с мыльным раствором, трубочки; емкости с холодной и горячей водой, пустые бутылки с надетыми на горлышко шариками; полянка с цветами, нарисованная на листе картона, бабочки, вырезанные из салфеток; схемы: глаз, нос, руки, ухо;

Ход НОД:

Дети входят в группу с речевкой:

«Если с другом вышел в путь,

Веселей дорога.

Ты помог и я помог,

Нас уже так много.

Помогать другим мы будем,

Никого не позабудем.

Руку помощи протянем

И в беде вас не оставим.

Каждый день и каждый час

Дело доброе у нас.

Воспитатель: Ребята, мы с вами каждый день кому-то оказываем помощь. Может, сегодня тоже кто-то хочет, чтобы ему помогли? Ой, да у нас гости. Дружно, громко поздороваемся с гостями. А спросите-ка у них, не нужна ли им помощь.

Дети: Вам наша помощь не нужна? Может вам помочь в чем-нибудь?

Гости: нет/

Сюрпризный момент: вдруг по группе начинает летать, сдуваясь, воздушный шарик.

Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, что случилось с шариком? /ответы детей: он сдулся/. Был он большой и красивый, может, на праздник к кому-то собирался. Наверное, он спешил: летел, летел и ниточкой за веточку задел, и шарик стал похож на тряпочку. А может, он все-таки полетит? /воспитатель подбрасывает шарик/. А как вы думаете, почему шарик не летит, что у него было внутри?

Дети: Воздух.

Воспитатель: А вы хотите помочь шарику опять стать большим и красивым?

Предлагаю вам поискать для шарика воздух. А где этот воздух можно найти, мы с вами сейчас и узнаем.

Опыт № 1. «Воздух занимает место в предметах».

Посмотрите, у вас на столе есть емкости с водой и стаканчики. Как вы думаете, стаканы пустые или в них что-то есть? Вот мы сейчас и проверим. На дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан. Дети, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

/Дети самостоятельно погружают стакан в воду/.

- Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)

-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей — воздух в стакане)

-А посмотрите, что произойдёт, если наклонить стакан? (ответы детей – появляются пузыри/.

Воспитатель: как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из стакана, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей, и салфетка сразу намокла.

Вывод: итак, мы узнали, что в стаканчике есть воздух, и он не пускает туда воду. Но, ребята, как вы думаете, хватит ли этого воздуха для нашего шарика /нет/. Да и извлечь этот воздух из стакана и заполнить им шарик будет очень трудно.

Но мы с вами узнали, что в пустом стакане оказывается есть воздух и он занимает место в нем.

Я вам выставлю на мольберте картинку-подсказку: «Воздух занимает место в предметах».

Поищем воздух еще где-нибудь.

Воспитатель и дети: /имитируют ходьбу/.

«Каждый день и каждый час

Дело доброе у нас». /Подходят к следующему столу/.

Опыт № 2. «Мыльные пузыри — это мыльная плёнка, которая наполняется воздухом».

Воспитатель: Ребята, мы с вами увидели, как выходят пузыри из стакана, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Ответ детей: Мыльные.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе стоят миски с водой. Но вода в них не простая, а волшебная. Хотите узнать, почему она волшебная? Возьмите в руки трубочки, которые лежат рядом, и сначала покажите мне, как вы в них умеете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что у вас происходит? /появились пузыри/. А как вы думаете, почему появились пузыри? /потому что в воде было растворено мыло/. Какие пузыри у вас получились? (большие, маленькие, прозрачные). Что произойдет, если до них дотронуться? (Лопнут). А если подуть? (полетят). Почему? (внутри у них воздух). Хотите с мыльными пузырями поиграть? /дети пускают мыльные пузыри

Вывод: мыльные пузыри — это мыльная плёнка, которая наполняется воздухом. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Я помещаю на мольберт следующую картинку: воздух есть везде, и в мыльных пузырях /или мыльные пузыри – это мыльная пленка, заполненная воздухом/.

Воспитатель: но мыльные пузыри очень непрочные, если до них дотронуться, они лопаются. И воздух из них не добыть, поэтому поищем воздух в другом месте.

Но сначала, поиграем с вами.

Физкультминутка:

Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево

Выходи гулять! «зовут»

Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать? Хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду! Потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу

пойду, шаги на месте

Самого полезного воздуха найду! Руки накрест к плечам

Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках

Самого кристального воздуха найду! «фонарики»

Воспитатель: отправляемся дальше в путь:

«Каждый день и каждый час

Дело доброе у нас». /Подходят к следующему столу/.

Опыт № 3. «Теплый и холодный воздух».

Воспитатель: дети, посмотрите, а здесь стоят бутылочки. Может мы найдем в них воздух? Как вы думаете, есть в пустых бутылках воздух. Хотите, проверить?

Потрогайте, бутылки на самом деле пустые? Да, они легкие, в них ничего нет. Но на них почему-то надеты шарики. А сейчас потрогайте воду сначала в одном тазике: какая вода? Потом в другом, а здесь какая?

Попробуем с вами погрузить бутылки в теплую воду: шарик надувается, потому что воздух расширяется при нагревании и выходит из бутылки. Теплый воздух поднимается вверх, вот почему шарик надулся. А сейчас погрузите бутылки в таз с холодной водой: шарик сдувается, потому что холодный воздух сжимается и оседает вниз.

Вывод: при нагревании воздух расширяется и поднимается вверх, а при охлаждении воздух сжимается и опускается вниз.

Обратите внимание: группа у нас теплая, и когда вы стоите, вам часто бывает жарко, но стоит вам сесть на ковер, становится прохладнее.

Поставлю на мольберт картинку «Теплый воздух расширяется и надувает шарик, холодный опускается вниз и сдувает шарик».

Воспитатель: но вы сами убедились, что этого воздуха нам мало для того, чтобы надуть большой шарик. Нужно искать другой способ.

Опыт № 4. «Воздух есть в человеке. Воздух может двигать предметы».

Воспитатель и дети имитируют ходьбу:

«Каждый день и каждый час

Дело доброе у нас».

Воспитатель: ребята, скажите, какое время года наступило?

Дети: весна.

Воспитатель: а как вы думаете, кто из насекомых просыпается одним из первых?

Дети: пчелы, бабочки.

Воспитатель: посмотрите, здесь на полянке на цветах сидит много бабочек. Они долго спали, крылышки у них слежались, и бабочки забыли, как они могут летать. Хотите им помочь?

Возьмите осторожно бабочку и положите на свою ладошку. А сейчас носиком наберем много воздуха и дунем на бабочку. Ура, бабочки полетели.

Воспитатель: дети, а теперь скажите, откуда у нас появился воздух? Из нас.

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Ребята, как воздух попадает к нам в организм? Мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом его выдыхаем.

Я вам выставлю на мольберте картинку-подсказку: «Воздух есть внутри человека».

Воспитатель: но вдохнуть и выдохнуть мы можем много раз. Мы дышим воздухом. Вот откуда мы с вами возьмем много воздуха. Я сейчас надую шарик, который к нам прилетел. А вы потом надуете его друзей, и мы с вами поиграем с нашими шариками.

Итог:

Воспитатель: какое доброе дело мы с вами сделали сегодня?

Дети: нашли для шарика воздух и надули его.

Воспитатель: ребята, расскажите шарику, где мы искали для него воздух.

Дети: сначала в пустом стакане, потом в мыльных пузырях, затем в бутылках. Но этого воздуха было для шарика мало.

Воспитатель: и где мы нашли много воздуха?

Дети: в нас, в человеке.

Воспитатель: а вообще мы с вами узнали, что воздух есть везде, и он нас постоянно окружает. Возьмите друзей шарика и надуйте их.

Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат два апельсина: один в кожуре, а другой без кожуры. Как вы думаете, какой апельсин утонет в воде: в кожуре или без. Возьмите в руки апельсины и скажите, какой из них тяжелее. Да, тот, который в кожуре. Если он тяжелый, значит должен утонуть. Хотите проверить? Опустите в воду апельсины и посмотрите, какой все же утонул. Несмотря на то, что тот, что в кожуре апельсин тяжелее, он держаться на воде, плавает и не тонет. Знаете почему? Ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды. А со второго апельсина мы этот спасательный жилет сняли, поэтому он и утонул. Так и вы, не умея плавать, все же плаваете в море или бассейне, потому что мама вам надевает нарукавники для плавания или надувной круг, в которых есть воздух. Он то вас и держит на поверхности воды.

Воспитатель угощает детей дольками апельсина.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год