Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по теме: «Пернатые соседи».
Познание
Автор: Мищук Оксана Викторовна   
19.03.2021 15:51

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по теме: «Пернатые соседи».Методическая разработка организованной образовательной деятельности по теме: «Пернатые соседи».

Воспитатель Мищук О.В.

Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (6-й год жизни).

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность.

 

Задачи:

  • Создать условия для формирования познавательных действий, развития умения выстраивать алгоритм.
  • Побуждать доказывать, выдвигать гипотезы, аргументировать, фиксировать полученную информацию знаками, символами или рисунками.
  • Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о птицах.
  • Способствовать развитию речи, мышления, формированию личностных качеств старших дошкольников (инициативности, любознательности, самостоятельности, готовности к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками).
  • Воспитывать экологическую культуру и познавательный интерес к миру птиц.

Предварительная работа: изготовление письма с фотографией Говоруна, размещение перьев разных видов на территории участка детского сада.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с красивым конвертом.

- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно (Приложение 1).

Если дети умеют читать:

- Кто может прочитать?    

Если дети читать не умеют:

- Помощь нужна?

После прочтения письма:

- Вот так просьба! Что думаете по этому поводу, ребята?

- Мне кажется, что это интересное предложение! А еще?

-Я уверена, что у нас получиться собрать очень интересные сведения!

- А как называется профессия, в которой люди занимаются изучением жизни птиц (орнитологи)?

Если дети отвечают неверно:

- Интересный вариант!

- Кто еще как думает?

Если дети отвечают правильно:

- Точно!

- Именно так! Как здорово, что ты это знаешь!

Если дети отвечают «не знаю»:

- А кому интересно узнать? Хотите расскажу?

Рассказ воспитателя: Есть такая наука, которая занимается изучением жизни птиц – орнитология. А ученых, занимающихся этой наукой – называют орнитологами. Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц. Тщательно исследуют их место обитания, особенности их питания и выведения птенцов. Они даже знают о продолжительности жизни птиц. А как же они все это узнают? Для того чтобы получить все эти знания ученые много путешествуют по всему миру. Они наблюдают за птицами, фотографируют их. А еще ученые – орнитологи кольцуют птиц, надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелета, места зимовок.

- Так получается, что мы с вами собираемся стать учеными-орнитологами?

- Вот это да!

- Здорово!

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

- Что нам может понадобиться для наших исследований? /лаборатория, фотоаппарат, бинокль, микроскопом, ноутбук, блокноты для фиксации результатов исследований, карандаши, столы и стулья/.

Лаборатория /столы и стулья/.

- Где мы это можем взять?

- Где мы это разместим?

- Кто возьмет на себя это дело? Договоритесь, друг с другом кто, что будет делать.

Дети организуют игровое пространство: расставляют столы и необходимое оборудование, ставят стулья.

Если дети не проявляют инициативы: Лаборатория нам нужна?

- Друзья, у нас получается настоящая орнитологическая станция!

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, правила поведения в лаборатории.

- Ребята, правильно ли я поняла, что в лаборатории нельзя шуметь, бегать, мешать друзьям, пробовать что-либо на вкус? Как здорово, что вы знаете все эти правила!

Если дети перечисляют правила:

- Я очень рада, что мы их друг другу напомнили.

Если дети затрудняются:

- Можно ли бегать и шуметь в лаборатории?

- Можно ли мешать друзьям?

- А можно ли пробовать что-либо на вкус?

- А как вы думаете, друзья, с чего начинают свое исследование настоящие ученые? (дети размышляют о возможных способах получения информации, зарисовывают символы в своих блокнотах). Возможные варианты ответа:

- Можно задать вопрос родителям, друзьям, воспитателям, старшим братьям и сестрам.

- Можно позвонить по телефону и задать интересующий вас вопрос.

- Можно узнать информацию из книг.

- Можно организовать наблюдение или провести эксперимент.

- Получить информацию из Интернета или просмотра телевизионной передачи.

- Здорово! Как интересно! Вот это да! Отличная мысль! Класс!

- Ну что, мои юные орнитологи, мне кажется, пора решить каким исследованием вы хотите заняться, и в какую лабораторию отправитесь!

- Кто определился, может взять себе бейдж и объединиться в лаборатории с друзьями (бейджи разного цвета с символами: микрофон+телефон (лаборатория №1), книга+фотоаппарат (лаборатория №2), компьютер+лупа (лаборатория №3).

Дети свободно распределяются по лабораториям.

В том случае если какая-то лаборатория осталась не выбранной, либо ее выбрал один ребенок:

- Ребята, мне кажется, будет несправедливо, оставить (имя ребенка) одного проводить исследование (собирать информацию). Кто может ему помочь?

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

- Мне кажется, мы готовы к сбору и изучению информации! Желаю вам интересной творческой работы!

Воспитатель поочередно присоединяется к работе каждой лаборатории, поддерживает детей и при необходимости подсказывает им.

Лаборатория №1

Воспитатель: Ну что, юные ученые, сегодня вам предстоит найти ответы на следующие вопросы: каких птиц вы знаете? Как птицы появляются на свет? На какие группы они делятся?

- Кто готов поделиться знаниями с друзьями?

- Друзья мои, как настоящие ученые не забывайте фиксировать всю собранную информацию в блокнотах.

Молодец! Как здорово, что ты это знаешь!

Если дети затрудняются: воспитатель достает сотовый телефон и спрашивает у детей: Ребята, как вы думаете, это чудо техники нам может помочь? Кому бы вы хотели позвонить? У кого еще можно узнать информацию о птицах? Кто хочет пойти провести опрос?

Лаборатория №2

Воспитатель: Дорогие ученые, сегодня вам предстоит собрать как можно больше информации о внешнем виде птиц.

- Где можно найти такую информацию?

- Ребята, а как вы думаете для чего в вашей лаборатории фотоаппарат?

-Ребята, как настоящие ученые не забывайте фиксировать всю собранную информацию в виде зарисовок в блокнотах и фотографий.

Согласна! В наших верных помощниках – энциклопедиях!

Если дети затрудняются: Обратите внимание на эти книги.

Интересное предположение! Отличная мысль!

Если дети затрудняются: Орнитологи часто отправляются в экспедиции. Наблюдают за птицами, фотографируют их. Кто из вас хотел бы отправиться в экспедицию по территории детского сада и сфотографировать пернатых гостей?

Лаборатория №3

Воспитатель: Ребята, вашей лаборатории предстоит уточнить данные о строении тела птицы и узнать, как и чем питаются пернатые друзья.

- Как вы можете узнать об этом?

Здорово! Интересная идея! Согласна!

Если дети затрудняются: Предлагаю узнать эту информацию из Интернета, с помощью приложения «Окей, Google» (У всех птиц есть туловище, голова, клюв, хвост, лапки. Тело птицы покрыто перьями. Перья нужны для того, чтобы птицы не мерзли и не поранили свое тело. У птиц разный окрас перьев. Свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают специальной жидкостью из желез, поэтому крылья не намокают. Но все же перья изнашиваются, поэтому птицы периодически сбрасывают старые и отращивают новые. Пищу, птицы заглатывают целиком, не жуют, потому что у них нет зубов. По форме птичьего клюва можно определить, чем питается птица. У воробья клюв коротенький, им он склевывает зернышки. Пеликаны ловят рыбу в мешке под клювом. У хищных птиц (орла, ястреба) клюв большой и загнутый вниз).

- Юные ученые, не забудьте исследовать перья птиц! Что нам для этого нужно? Где мы можем взять перья?

- Интересный вариант! Я очень рада, дети, что вы умеете принимать такие умные решения!

В случае затруднения, воспитатель предлагает отправиться в экспедицию по территории детского сада и собрать коллекцию разных видов перьев.

- Ребята, посмотрите, все ли перья одинаковы?

- Легкие они или тяжелые?

- А за счет чего оно легкое? Докажите!

- Строение у перьев одинаковое?

-Юные ученые, вы сделали некоторые открытия. Не забудьте зафиксировать свои наблюдения в блокнотах, чтобы поделиться ими со своими коллегами.

Замечательно! Вы очень сообразительны! Это очень интересная идея рассмотреть перо через лупу!

Если дети затрудняются: Можем ли мы отрезать край большого махового пера и посмотреть что там внутри?

- Кто готов провести это исследование?

- Кто хочет посмотреть на строение пера через лупу? Что видите? Как соединены волоски на маховом перышке, а как на пуховом?

Лаборатории заканчивают работу в своем темпе и могут начать заниматься самостоятельной деятельностью или помочь «коллегам» из других лабораторий.

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

Воспитатель садится за круглый стол:

- Внимание, внимание, все сотрудники лабораторий приглашаются на заседание орнитологического совета.

- Предлагаю рассказать друг другу, какие находки вам удалось обнаружить и о чем можем написать Говоруну!

- Кто будет писать письмо?

Представители лабораторий поочередно рассказывают о своей работе.

После рассказа юных орнитологов:

- Вы замечательно поработали, друзья!

- Вы проделали отличную работу!

- Прекрасно справились с заданием!

- Говоруну это будет интересно узнать!

Если у детей возникают трудности с написанием письма:

Воспитатель: Я могу вам помочь?

- Какие сложности были у вас в работе?

- Как вы справились с ними?

- Классно! Вы очень сообразительные!

- Ребята, а скажите, пожалуйста, для чего мы проводили свои исследования?

- Действительно, мы решили ответить нашему инопланетному другу Говоруну!

- Как вы считаете, нам нужно продолжить наши исследования или, может быть, остановимся на этом?

- Я была уверена, что вы захотите продолжить исследования мира птиц, ведь вы очень любознательные!

- Друзья мои, а вам понравилось быть орнитологами? Почему?

- Класс! Отлично!

- Я так рада, что вам все понравилось и у вас все получилось!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год