Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи»
Познание
Автор: Лыкова Елена Михайловна   
13.03.2021 20:12

Проект во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи»Проект во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи»

Автор проекта:

воспитатель:

  • Лыкова Е.М.
  • г. Шахунья

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 2019-2020уч. г. 

Информационная карта: Наименование проекта «Маленькие исследователи»

Участники проекта Воспитатели, дети 2-3 лет, родители (законные представители)

Сроки реализации проекта 02. 09. 2019г. – 27. 03. 2020г.

 

Скачать конспект

Основания для разработки проекта:

  1. Федеральный Закон от 29. 12. 2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад № 5 «Теремок»
  5. Рабочая программа группы раннего возраста.

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Актуальность проблемы обуславливается тем, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно..

Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Цели и задачи проекта Цель проекта:

Обогащение познавательного интереса детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;
  2. Исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста;
  3. Разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;
  4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Краткая аннотация содержания проекта В проекте основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Во второй группе раннего возраста нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей, песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и другое. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

Длительность проведения опытов 10 минут за один этап.

Опыты проводились как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами.

Все игры — занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида.

Материально-техническая база:

  • центр воды и песка
  • пособия для опытов и экспериментирования
  • методическая и художественная литература
  • наглядный материал
  • ИКТ (музыкальный центр).

Проект не предполагает материальных затрат.

Сбор и анализ информации по избранной проблеме

Тип проекта: информационный, игровой.

По продолжительности: долгосрочный.

По характеру контактов: внутригрупповой.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

Участники проекта: воспитатель, дети 2-3 лет, родители.

Сроки реализации проекта: 02. 09. 2019г. – 27. 03. 2020г.

Проблема и актуальность.

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.

Одна из задач педагога в этом направлении — обеспечить комплексный подход к организации образовательного процесса, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям.

Благодаря экспериментам и опытам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.

К тому же, очень ярко проявляется детская инициатива и развиваются творческие качества личности.

При реализации проекта воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.

Таким образом, познавательно-исследовательский проект «Маленькие-исследователи» будет основой для создания целостного образовательного процесса по познавательному развитию детей раннего возраста.

Цель проекта:

Обогащение познавательного интереса детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.

Задачи для педагога:

  1. Изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;
  2. Исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста;
  3. Разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;
  4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Задачи для детей:

  • Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях
  • Формировать познавательные действия, становление сознания
  • Активизировать речь детей и пополнить словарный запас в процессе проведения элементарного экспериментирования
  • Развивать основы сенсорного восприятия.
  • Развивать предметные действия.
  • Развивать познавательный интерес детей, любознательность.

Ожидаемые результаты проекта.

У педагога повышается:

  • профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов для развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования

У детей:

  • расширятся первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях
  • сформируются познавательные действия, становление сознания
  • активизируется речь детей, пополнится словарный запас в процессе проведения элементарного экспериментирования
  • будут развиты основы сенсорного восприятия, предметные действия.
  • повысится познавательный интерес детей, любознательность.

У родителей:

  • повысится уровень компетентности в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность. -

Продукты реализации проекта:

  1. Разработка перспективного плана, картотек игр-занятий по экспериментированию, консультаций, буклет для родителей по теме, информация для родителей на персональном сайте воспитателя, на почте;
  2. Презентация для родителей и педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»

Этапы реализации проекта.

Этапы Содержание деятельности

Iэтап

Организационный • Доведение до участников проекта важность данной проблемы;

  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;
  • Подбор материала, игрушек, дидактических игр, атрибутов для экспериментальной деятельности;
  • Разработка перспективного плана, картотек игр по экспериментированию, наглядной информации для родителей.
  • Проведение вводной диагностики с детьми (по Ю.А. Афонькиной)

II этап

Практический

Познавательное развитие:

Беседы:

  1. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
  2. Вода вокруг нас», «Берегите воду»
  3. «Безопасность на воде»
  4. «Воздух, которым мы дышим»
  5. «Солнце друг или враг?»

Исследовательская деятельность:

«Песок. Свойства песка», «Испечем куличики», «Наблюдение за природными материалами», «Пирожки для Мишки», «Почему камешки тонут в воде?», «Вода льется из крана», «Свойства воды», «Разноцветная вода» и т.д.

Опыты с водой

«Тёплая, холодная вода», «Разноцветная водичка». «Прозрачная вода»; «Утонет — не утонет», «Вода, она какая?»;

Опыты со светом

«Свет всюду», «Солнечные зайчики», игры с зеркалом

Опыты с воздухом

«Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом», «Пузырьки в стакане», «Игра с мыльными пузырям», «Движение салфетки», «Игра с веером»

Речевое развитие:

Художественная литература:

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»;

М. Пришвин сказка – быль «Кладовая солнца»;

К.Чуковский «Краденое солнце». «Мойдодыр»

Рассказы: Н.А. Рыжов «Как люди речку обидели»;

В. Лебедев – Кумач «Закаляйся».

Стихотворения: Н. Григорьевой «После дождя»; «Добрый воздух» Ирис Ревю; Ю.Ефремова «Воздух», «Смерч»;

Минькова В. «Что такое вода»; Г. Лагздынь «Ветерок»;

И. Токмакова «Солнечные зайчики».

Потешки, пословицы, поговорки и загадки

Пальчиковые игры:

«Солнышко», «Рыбка в озере живёт», «Здравствуй», «Ветер»

Дыхательная гимнастика:

«Воздушный шарик», «Подуть через трубочку», «Подуй на султанчик», «Гуси летят»

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

Рисование на мокрой бумаге «Водное царство»,

Рисование «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»

Социально-коммуникативное развитие:

Игровые ситуации

«Парикмахерская», «Детский сад», «Аптека»

Дидактические игры:

«Выложи солнце», «Солнце, воздух и вода» — на прищепках, «Собери картинку» — пазлы., «Сравни картинки», «Что лишнее», «Собери солнышко», «Подскажи словечко», «Найди различия»

Физическое развитие:

Закаливание:

  • Утренняя гимнастика на свежем воздухе.
  • Бодрящая гимнастика после сна.
  • Ходьба босиком по массажным дорожкам.
  • Обливание ног.
  • Полоскание полости рта.
  • Обширное умывание.
  • Воздушные ванны.
  • Питьевой режим.

Подвижные игры:

«Раздувайся пузырь»; «Ветер и ветерки»; «Ручеёк»; «Море волнуется»; «Гори, гори ясно»; «Солнечный зайчик»; «Солнце, дождик, ветер», «Пробежки», игры с мячом.

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование

Консультации «Детское экспериментирование», «Игры с манкой», «Игры с песком», «Игры с водой»

Буклет, «Эксперименты дома»,

III этап.

Заключительный -Проведение контрольной диагностики с детьми.

-Презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»

Заключение и выводы

Исследовательская деятельность, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

7. Литература:

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18. 10. 2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4. 1. 3049 – 13).

Научная и методическая литература:

  1. Основная образовательная программа От рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Мозаика-Синтез, 2017г.
  2. Афонькина Ю.А. «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. 1 младшая группа», Учитель, 2020г, стр. 57
  3. Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
  4. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
  6. Ефанова З.А. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.
  7. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
  8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  9. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
  10. Москаленко В.В., Крылова Н.И. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2009.
  11. Одинцова Л.И., Пахотников С.В., Ординарцева Е.В. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: Сфера, 2013.
  12. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: Сфера, 2017.
  13. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  14. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб, Детство-Пресс, 2016.
  15. Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
  16. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 лет, М., Мозаика-синтез, 2011г., 72с.

Игра – занятие «Почему тает снег?

Игра – занятие «Разноцветная вода»

Игра – занятие «Посадка лука»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год