Познание
Автор: Бугайчук Людмила Васильевна
07.03.2021 23:43

Проект по исследовательской деятельности в старшей группе «Исследуем окружающий мир»Проект по исследовательской деятельности в старшей группе «Исследуем окружающий мир»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Разработчик проекта: воспитатель МАДОУ «Колокольчик» Бугайчук Людмила Васильевна Когалым, 2021 г.

Проект по исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Исследуем окружающий мир»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Одной из ключевой задачей современного дошкольного образования в рамках федерального образовательного стандарта является формирование исследовательских умений дошкольников. Целевая установка ФГОС ДО предусматривает создание комплексного, интегративного, системно – деятельного подхода к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

В связи с этим одной из первостепенной задачей любого дошкольного образовательного учреждения становится подготовка детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.

В ребенке с раннего детства зарождается исследовательская деятельность, желание проводить различные эксперименты с вещами или предметами, которые его окружают. При этом разграничивается восприятие, ребенок начинает разделять предметы по категориям: цвету, форме, размеру, назначению. У ребенка закладываются сенсорные эталоны, простые трудовые действия. В старшем дошкольном возрасте приобретенные навыки и умения в раннем возрасте переходят в исключительную деятельность познавательных мотивов. Ценность самостоятельной исследовательской деятельности устанавливается в том, что дошкольник познает окружающий мир проявляя собственную инициативу изучая и исследуя его.

Проект «Исследуем окружающий мир» направлен на формирование навыков исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта позволит дать детям возможность созидательно работать с разнообразным природным материалом, творчески проявлять себя при проведении различных опытов и экспериментов. В проекте взаимосвязаны многообразные досуговые и просветительские формы деятельности, одновременно представлены разнообразные формы и методы просветительской работы с родителями (законными представителями).

Проектом раскрывается решение задач познавательного развития дошкольников посредством организованных в ДОУ ряда увлекательных мероприятий, которые направлены на изучение окружающего мира и расширение мировоззрения детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность. Практическое использование проекта позволит сформировать у воспитанников ДОУ знания об окружающем мире через практические навыки.

Проект по включению воспитанников старшей группы в исследовательскую деятельность

Тема: «Исследуем окружающий мир»

Проблема проекта: одной из актуальных проблем воспитания и становления личности ребенка, который будет проявлять интерес к самостоятельному познанию окружающего его мира, является формирование познавательных интересов.

Совместно с игровой деятельностью в период дошкольного возраста немаловажное место должна занимать поисковая, познавательно – экспериментальная деятельность, которая предоставит ребенку возможность самому делать открытия, приобретать самостоятельно новые знания. Но при этом каждому ребенку необходимо создать тактичное взаимодействие, сотворчество со взрослым.

Актуальность:

Экспериментирование и познавательно – исследовательская деятельность дает возможность ребенку дошкольнику более успешнее и благополучнее познать мир живой и неживой природы. Проводя эксперименты, ребенок пытается найти и установить взаимообусловленные зависимости и связи, познание окружающего мира в игровой форме удается ему гораздо проще и эффективнее. Чем больше будет предоставлено ребенку разнообразного материала, тем интенсивнее будет развиваться детская поисковая деятельность, ребенок получит больше новой информации и тем самым быстрее и полноценнее пройдет его развитие.

Цель проекта: Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

• формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира;
  • учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;
  • учить анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков;
  • обогащать и активизировать словарь детей новыми терминами.
  • развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод экспериментирования;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • вовлечь родителей в жизнедеятельность группы в области познавательного развития;
  • установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

Общая характеристика проекта:

Новизна проекта заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования с использованием практического и диагностического материала для дошкольников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Предполагаемые результаты:

• У детей будут сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно
  • У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
  • У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.
  • Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка.
  • Возрастет количество родителей, вовлеченных в воспитательно- образовательный процесс.

Материалы и оборудование:

Оборудованный уголок в группе по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);

диагностика;

определение целей и задач проекта.

Реализация проекта:

теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов

практическая часть: познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательноисследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, рисование, лепка.

Заключительный этап:

диагностика (результативно-сравнительный анализ)

защита проекта

Практическая значимость:

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Формы работы:

1. Изучение, подборка и анализ научной и методической литературы.
  2. Проведение педагогической диагностики на начало учебного года
  3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
  4. Подбор опытов с описанием проведения.
  5. Организация предметно – развивающей среды.

Содержание деятельности:

1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Мы исследователи»).
  2. Работа с детьми:

образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.

3. Работа с родителями:

Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.

Перспективный план работы с детьми:

Месяц

Тема

Программные задачи

Материалы

Сентябрь

«Волшебная капелька»

Дать понять значимость воды в жизни человека. Обогащать и уточнять знания детей о воде: прозрачная, без запаха, без

цвета. Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, наблюдательность. Упражнять в установлении причинно-следственных связей, используя речь – доказательство. Воспитывать бережное отношение к воде

Магнитофон, картинка капельки,

ткань, чайные ложки, цветные

карандаши, листы тонированной

бумаги.

«Для чего нужна вода?»

Определить с помощью опытов состояние воды. Закрепить знания детей о неживой природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Карточки, бумага для салфеток,

льдинки, стакан с водой, воронка, снег, кусочек земли, глобус, ложка,

пипетка, банка с водой.

Октябрь

«Бумажные превращения»

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание); с использованием бумаги в жизни человека. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать любознательность, бережливость.

Кукла «Бумажная Фея», листочки бумаги различных, ёмкость с водой, предметы, изготовленные из бумаги.

«Свойства ткани и бумаги»

Познакомить со свойствами и качеством бумаги и ткани, учить видеть их сходства и различия. Учить детей делать умозаключения и выводы. Развитие логического мышления. Воспитывать аккуратность при работе.

Ажурные салфетки из бумаги и ткани; шарфики из бумаги и ткани; емкости с водой, увеличительное стекло, макеты деревьев.

Ноябрь

«Растения вокруг нас»

Углубить знания детей о том, что растения выделяют кислород; понять необходимость дыхания для растений. Развивать речь, мышление, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Комнатное растение, ёмкость с водой, тряпочка, схема роста растений.

«Мир лекарственных растений»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора; хранении и применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения (гербарии); отвары трав; картинки зверей или игрушки; гербарий «растения нашего края».

Декабрь

«Дивные свойства магнита»

Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита. Познакомить детей с понятиями «магнитная сила», «притяжение». Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.

Халаты, шапочки, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные предметы, пластиковые тарелочки, крупа, емкости с водой, скрепки, магниты по количеству детей.

«Песочные чудеса»

Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Закреплять умение самостоятельно выполнять поручения, соблюдать порядок и чистоту в работе с песком.

Песок, одноразовые стаканчики, ложечки,   деревянные палочки, тарелочки, лупы, бутылочки, баночки с воронками, иллюстрации с изображением песка, фартуки, подносы по количеству детей.

Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников:

Месяц

Содержание работы

Цель

Сентябрь

1. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково – исследовательской деятельности дошкольников».
  2. Оформление уголка детского экспериментирования.

- Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

- Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в

группе.

Октябрь

1. Консультация: «Игра или экспериментирование».
  2. Оформление информационного стенда «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?».
  3. Фотовыставка «Мы экспериментируем»

- Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

- Популяризация исследовательской

активности ребенка – дошкольника.

Ноябрь

1. «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей.

2. Создание семейного журнала «Экспериментируем дома»

3. Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани», Бумажная страна».

- Организация сотрудничества с родителями.

- Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование».

Декабрь

1. Совместное развлечение детей и родителей с экспериментированием. Тема: «В гостях у Всезнамуса».
  2. Выпуск альбомов «Замки из песка», «Удивительный мир растений»

- Организация сотрудничества с родителями.

- Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов. Познакомить с простыми экспериментами и играми с песком.