Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие с семьями воспитанников по созданию групповых коллекций в практике работы ДОУ
Познание
Автор: Стреляева Евгения Владимировна. Архипцева Лариса Станиславовна   
03.12.2020 20:10

Взаимодействие с семьями воспитанников по созданию групповых коллекций в практике работы ДОУВзаимодействие с семьями воспитанников по созданию групповых коллекций в практике работы ДОУ

  • Стреляева Евгения Владимировна, воспитатель
  • Архипцева Лариса Станиславовна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецк, Кемеровская область

К коллекционированию можно подойти и с точки зрения получения знаний. Все это позволяет поддерживать познавательный интерес детей к миру в целом, что чрезвычайно важно для его дальнейшего развития, обучения.

Ключевые слова: дошкольники, коллекционирование, ценностно-ориентированная деятельность, самостоятельность, развитие ребенка.

Коллекционирование — это одно из древнейших увлечений человека — это великолепное хобби для людей всех возрастов, приносящее положительные эмоции, удовлетворение и расширяющее представления об окружающем мире. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

 

Скачать конспект

В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. А так же совместное коллекционирование способствует развитию взаимодействия детей и взрослых (как педагогов, так и родителей). Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять, и ведущая роль в этом принадлежит нам педагогам, создающим специальные педагогические условия. Полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого материала. В рамках партнерского взаимодействия с родителями наших воспитанников, мы выяснили, что многие из родителей занимались коллекционированием в детстве, а некоторые продолжают это занятие и сейчас и положительно относятся к коллекционированию.

Коллекционирование всегда сопровождается обсуждением значения и правил собирательства и организации разнообразной детской деятельности на основе ее использования, поэтому большую дискуссию вызвала тема выбора коллекции для наших малышей. Большинство взрослых уверенно, что игра в куклы только для девочек, а между прочим, мальчики, лет 2-3, охотно играют в куклы, так же как и девочки: они укладывают куклу спать, возят в коляске, носят на руках, и это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Малыш проделывает всё то же, что его мама делает с ним. Происходит освоение социальной и эмоциональной сфер жизни. Ребёнок, таким образом, учится взаимодействовать с другими.

Немаловажным является тот фактор, что в игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль. Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть изменится ее вид, и конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка.

Основное в коллекционировании — систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.

Собранный нами материал представлен реальными, осязаемыми объектами. Особое место занимают экспонаты кукол, сделанные своими руками из разного материала и выполненные в различной технике. Большую гордость и удовлетворенность результатами своего труда испытывают наши родители при проведении презентаций о каждой новой кукле нашей коллекции: подбор видеоматериалов о стране, из которой прибыла кукла; материалы о возникновении куклы (к примеру, кукла не сразу стала игрушкой — первобытные люди создавали изображения богов – кумиров, идолов, истуканов, чтобы чувствовать себя спокойнее и уютнее); история самых красивыми и дорогих по цене «этнографических» кукол с фарфоровыми головками конца XIX века; разнообразие материала, из которого изготавливают кукол. Считается, что куклы из фарфора удивительно похожи на людей. Они коллекционные. Самая первая коллекционная кукла «родилась» в 1672 г. В Англии. Куклы из слоновой кости также коллекционные, поскольку изготовлялись из дорогого материала и требующего большого искусства и т.д.

Групповая коллекция наша общая гордость, это отличная тема для беседы, повод пригласить в гости всех желающих. Самооценка человека, владеющего чем-то уникальным, скорее всего, не окажется заниженной.

Любую коллекцию желательно хранить так, чтобы были хорошо видны все ее экземпляры, чтобы к коллекции был легкий доступ, можно было в любое время достать ее, перебрать, положить новые экземпляры или просто полюбоваться и показать гостям.

«Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним, использование в свободной самостоятельной деятельности в режиме дня ДОУ. Манипулятивность проявляется в желании ребенка действовать с накопленным материалом. Дети с большим удовольствием выражают желание что-то делать с материалом коллекции.

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования осуществляется:

  • в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время)
  • в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, занятия, проекты)
  • в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

Коллекцию в целом и ее отдельные объекты используем в различных видах детской деятельности:

Познавательная деятельность

  • развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация)
  • развитие математических представлений
  • временные представления, счетные операции;
  • ознакомление с окружающим миром — расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций

Игровая деятельность

  • игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;

Продуктивная деятельность

  • реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых), оформление выставок коллекций;

Коммуникативная деятельность

  • тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;

Трудовая деятельность

при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд; Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;

Художественная деятельность

  • изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.)

Используем следующие формы работы с детьми: групповая (фронтальная); подгрупповая (небольшими группами по интересам); индивидуальная.;

Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых — педагогов и родителей. Ребенок имеет возможность ознакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких секретов, их открытий.

Список литературы

  1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра» /Учебно-методическое пособие/ науч. Ред.: А. Г. Гогоберидзе. -СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2006. 6. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие. дошкольников. — М., 2001.
  3. Каспарова Ю.И. Что такое коллекционирование// Игра и дети. — №3. -2004. М., 1999.
  4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 1999.
  5. Коллекционирование в детском саду как культурная практика. URL: https: //podrastu. ru/doshkolnoe-obuchenie/formy/kolleksionirovanie-v-detskom-sadu. html.
  6. Особенности коллекционирования в детском возрасте. URL: https: //podrastu. ru/deyatelnost/detskoe-kolleksionirovanie. html.
  7. Прохорова Л.Н. «Воспитываем коллекционеров» М. 2006
  8. Рыжова Р.А. Как стать коллекционером// Игра и дети. — №4. — 2004
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год