Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (6-7 лет) «Волшебная соль»
Познание
Автор: Кузьмина Наталья Владимировна   
24.10.2020 18:15

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (6-7 лет) «Волшебная соль»Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (6-7 лет) «Волшебная соль»

Разработал: Н.В. Кузьмина Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 118 п. Полевой» Воспитатель группы «Теремок» п. Полевой 2019

  1. Образовательная область: «Познавательное развитие»
  2. Тема занятия: «Волшебная соль».
  3. Цель: систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

 

Скачать конспект

Коррекционно-развивающие: развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности. Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику. Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования, эстетический вкус. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать стремление к познанию. Стимулировать желание детей экспериментировать. Соблюдать культурно-гигиенические навыки при работе с солью. Воспитывать интерес к оздоровительным мероприятиям.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща трудиться, действовать в команде.

4. Речевое развитие: обогащение словаря: кристаллы, лаборатория, журналист, полезное ископаемое; активизация словаря: сыпучая, белая, сладкая, соленая, хрустящая, растворилась.

5. Индивидуальная работа с детьми: проговаривание труднопроизносимых слов, активизация словаря.

6. Предшествующая работа: проект «Волшебный мир соли», рассматривание картинок и фотографий, просмотр видеоматериалов о соли. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.

7. Используемые методы и технологии обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, проблемные ситуации, интеграция образовательных областей, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

8. Форма организации обучения: подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.

9. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

10. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, речевая.

11. Методы: наглядные (просмотр презентации, показ педагога), словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, художественное слово), практические

(эксперименты), игровые.

12. Средство обучения: белые халаты для педагога и детей, шапочки, презентация, тарелочки с солью, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, стол для рисования с солью.

13. Предполагаемый результат:

  • формирование интеллектуальных впечатлений
  • развитие умений работать в коллективе и самостоятельно

- умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

- знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности.

Ход занятия:

1 часть-вступительная

Дети стоят полукругом.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Слайд № 1

Воспитатель: Сегодня всем вам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдете,

И чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом

Сейчас узнаете о нем.

Слайд № 2

Послушайте загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это

Дети: соль

Воспитатель: Да, ребята, мы поговорим с вами о соли, как настоящие ученые-исследователи. И будем проводить исследование соли в нашей лаборатории.

Слайд № 3

Давайте вспомним правила проведения опытов.

  1. Не трогать руками глаза, лицо.
  2. Соблюдать тишину.
  3. Не толкать соседа во время проведения опытов.
  4. Сначала посмотри, а потом повтори.
  5. Выполнил и положи на место.
  6. Для ознакомления с запахом веществ нельзя нюхать его прямо у тарелочки или пробирки, а нужно ладонью руки сделать движение от тарелочки или сосуда к носу.

Слайд № 4

Мы уже знаем, что соль – это полезное ископаемое, ее добывают разными способами и используют в разных целях, а какие свойства имеет соль — мы должны выяснить. Пройдите к своим столам. Перед вами на столе стоят тарелочки с веществами, вам нужно определить, в какой тарелочке находится соль

2 часть-основная

Слайд № 5

Давайте попробуем определить соль по внешнему виду и на ощупь. Что вы можете сказать об этих веществах?

Дети: оба вещества белые на вид, кристаллические на ощупь и сыпучие.

Воспитатель: Значит, так мы не сможем определить соль, т.к. свойства этих веществ одинаковые.

Давайте попробуем определить вещество по запаху, понюхайте каждое.

Дети: оба вещества не имеют запаха.

Воспитатель: Значит, так мы тоже не сможем определить соль.

Что еще можно сделать?

Дети: Попробовать на вкус

Воспитатель: Давайте аккуратно возьмем в ложку немного сыпучего вещества и кончиком языка попробуем.

Дети: одно вещество сладкое, другое соленое.

Воспитатель: Вот мы и определили с вами, где находится соль. Скажите мне, какие свойства имеет соль?

Дети: белая, сыпучая, не имеет запаха, на вкус соленая.

Воспитатель: Отодвиньте тарелочки с сахаром на край стола и продолжим работать с солью.

А хотите узнать, какие еще свойства есть у соли?

Слайд № 6

Воспитатель: Уважаемые ученые, возьмите ложки и надавите на соль, посмотрите, как это надо сделать. А теперь попробуйте сами. Что мы услышали?

Дети. Мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Воспитатель: какой вывод можно сделать?

Дети: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Воспитатель: Давайте повторим это слово «кристалл». Новое для нас слово.

Слайд № 7

Воспитатель: Продолжим наши исследования. Насыпьте в стакан ложку соли, наберите в пипетку воды и капните на соль воду из пипетки. Что произошло? Куда делась вода?

Дети. Соль впитала воду.

Слайд № 8

Воспитатель: Значит, соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью, куда она исчезла?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Дети. Попробовать на вкус.

Воспитатель: Какая на вкус стала вода?

Дети: Соленая.

Воспитатель: Вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Дети: Соль растворяется в воде.

Воспитатель: Уважаемые ученые, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?

Дети: Нет, в речке вода пресная.

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить?

Дети: Да.

Слайд № 9

Воспитатель: Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с пресной водой голубого цвета. Что вы видите?

Дети: Яйцо утонуло.

Воспитатель: А теперь опустим яйцо в стакан с солёной водой. Что вы видите?

Дети: Яйцо не тонет.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Дети: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть. Давайте пройдем на ковер.

Физкультминутка:

У сотрудников науки много дел (показать на себя, развести руки в стороны)

нам не до скуки (погрозить пальцем)

Нужно вычислить расчёт (изобразить работу на компьютере)

чтоб взлетел ввысь самолёт (прямые руки вверх)

Чтобы лодка не тонула (ладони вместе, «лодка» плывет)

и не съела нас акула (открывающаяся пасть у акулы)

Чтоб дома наши стояли (двумя руками «крыша» над головой)

и земля нас удержала (руки на пояс, покачаться с ноги на ногу)

Слайд № 10 (2)

Воспитатель: Отдохнули и с новыми силами за работу. Мы с вами говорили, что у соли очень много применений не только в кулинарии, но и в хозяйстве.

Сейчас мы рассмотрим одно интересное свойство, которое нашло широкое применение в жизни. Возьмите кусочек льда, посыпьте на него солью и внимательно слушайте, что происходит.

Дети: Лед трещит и трескается, тает.

Воспитатель: Вспомните, где это можно применить?

Дети: Посыпание дорог во время гололеда.

Вывод: соль растворяет лед.

Слайд № 11

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете. Проходите к столу.

Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

«Ежик на неё похож,

Листьев вовсе не найдёшь.

Как красавица стройна,

И на новый год важна (елка)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

Воспитатель: Как красиво у вас получается! А у меня для вас сюрприз! Я сейчас превращаюсь в журналиста.

(Воспитатель быстро переодевается в журналиста, берёт микрофон, фотоаппарат и записную книжку)

Слайд № 12

3 часть-заключительная

Здравствуйте, уважаемые ученые! Я случайно узнал, что сегодня в лаборатории вы проводили опыты. И поспешил к вам, чтобы взять интервью.

Слайд № 13

Задаёт вопросы детям:

-Уважаемые учёные, какие открытия вы сегодня сделали?

Дети: Определили свойства соли.

-По каким признакам можно выяснить, что данное вещество – это именно соль?

Дети: Соль растворяет снег, на вкус соленая.

-А какое свойство соли вам больше всего нравится?

Дети: Соль растворяет снег, помогает плавать, на соли можно рисовать, с ней еда вкуснее. -А какой опыт вы покажете дома родителям?

-Все ваши рассказы я записал в блокнот. И в скором времени ждите статью в газете «Сосновская Нива». А я хочу рассказать вам сказку. Присаживайтесь на ковер.

Слайд № 14

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему, ответите мне вы после проведения опытов на следующем лабораторном испытании.

А я с вами прощаюсь. До свидания.

Воспитатель: Нам, ребята, пора возвращаться в группу. На сегодня наша лаборатория закрывается.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год