Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Где спрятался воздух?» с детьми среднего дошкольного возраста
Познание
Автор: Гатауллина Самира Рауфовна   
09.10.2020 08:42

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Где спрятался воздух?» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект непосредственно – образовательной деятельности «Где спрятался воздух?» с детьми среднего дошкольного возраста

«НОД по познавательному развитию на тему: «Где спрятался воздух?» (эксперименты).

Задачи:

Образовательные:

  • Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
  • дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Развивающие:

  • Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, интерес к познавательной деятельности.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа:

  • Лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за ветром на прогулке;
  • эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла и песка;
  • изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

  • Полиэтиленовые пакеты
  • Стаканчики с водой, трубочки
  • Мыльные пузыри
  • Игрушки, баночки и др.
  • 2 Подноса
  • Сундучок Кузи
  • Игрушка «Домовёнок Кузя»
  • Кораблики из пенопласта
  • Сосуд – «Море» для корабликов
  • Салфетки бумажные, веера
  • Апельсин, чеснок
  • Воздушные шары
  • Краски разведённые с водой, трубочки
  • Музыкальные инструменты

Литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом»: Занимательные эксперименты для дошкольников. -М.: ТЦ Сфера, 2004. -192с.
  2. Смирнов Ю.И. воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  3. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
  4. Дитрих А., Юрман Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., 1992.
  5. Маленькие шаги в большой мир: Занятия по окружающему миру/ авт. -сост. В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 138с.
  6. Белая К.Ю. Разноцветне игры. -М.: Линка-пресс, 2007.
  7. Н.Г. Калегина: Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Казань-1994.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

В: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте мою загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

но невидим он для нас!

Что это?

Д: Воздух!

В: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.

(подходят к лаборатории)

Кузя: (появившись из-за ширмы):

Здравствуйте ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

В: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

В: Скажите, ребята Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

Д: Нет, не видим.

В: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

В: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Д: Да

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

В: Возьмите пакет. Что в нём?

Д: Он пуст.

В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Д: В нём нет воздуха.

В: Смотри, Кузя! Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли с ребятами это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

В: Конечно! Ведь воздух легче воды!

Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?».

В: Молодцы ребята! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

А как вы думаете ребята внутри человека воздух есть?

Д: Да

В: Давайте проверим?

Опыт 2. С трубочкой.

В: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Д: Выходят пузырьки.

В: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Д: Мыльные.

В: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Физкультминутка «Мыльные пузыри» (под музыку).

В: Ребята как вы думаете что находится внутри мыльных пузырей?

Д: Конечно мыло!

В: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Д: через нос

В: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Д: Нет

Опыт 3. С салфеткой.

В: А с салфеткой видно?

Д: Да.

В: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и появился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра «Кораблики».

В: Ветерок раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Д: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 4. С веером.

В: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!

Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Д: В лицо дует ветерок.

В: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только парусникам помогает плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

В: Ребята, как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5. С апельсином и чесноком.

Кузя: Ой – ёй – ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я закрою нос и не буду дышать.

В: Что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Ребята, как вы думаете можно с помощью воздуха рисовать. Посмотрите на экран, что здес изображено?

Д: Кляксография.

В: Давайте мы с вами попробуем рисовать с помощью трубочек.

Рисование «Кляксография»

(Вы на листе бумаги делаете кляксу и раздуваете её с помощью трубочки, т.е вы дуете в трубочку и раздуваете кляксу).

Опыт 6. «Не дышу».

В: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Кузя, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

Заключительная часть

Как много мы узнали сегодня о воздухе:

(ДЕТИ говорят, и показывают иллюстрации)

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис. 1)

Что воздух легче воды (рис. 2)

Что воздух есть внутри пустых предметов;

И даже внутри людей (рис. 3)

Без воздуха ничто живое не может жить (рис. 4)

Что воздух не пахнет и может передавать запахи (рис. 5)

Что ветер – это движение воздуха (рис. 6)

В: Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

Кузя: Я тут! (дует). Я надувал воздухом воздушные шарики, и хочу подарить ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

В: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год