Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Детская исследовательская работа «ОТКУДА БЕРЁТСЯ РАДУГА»
Познание
Автор: Богданова Лариса Викторовна Капырина Татьяна Александровна   
07.10.2020 12:09

Детская исследовательская работа «ОТКУДА БЕРЁТСЯ РАДУГА»Детская исследовательская работа «ОТКУДА БЕРЁТСЯ РАДУГА»

Воспитатели: Капырина Т.А., Богданова Л.В. Подготовительная группа №1 «Цыплята» ГБОУ школа 1466 ДО 12 г.Москва

Радуга – это преломление лучей в дождевых каплях

Скачать презентацию

Детская исследовательская работа «Откуда берется радуга?»

Введение (актуальность).

«Разноцветное коромысло

Над лугом повисло» (радуга).

Воздействие природы на нашу жизнь является всеобъемлющим. Красота природы не может оставить равнодушным никого. Одним из прекрасных явлений природы является радуга. Радуга привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Кто из нас не любовался этим замечательным явлением природы. Выбор темы обусловлен тем, что дети с интересом рассматривают радугу, а еще они любят рисовать красками и рисунки получаются яркими, как радуга.

 

Скачать конспект

Однажды, когда мы с детьми были на прогулке, мы увидели на небе радугу. Она была такая красивая! Дети стали спрашивать: «Откуда взялась радуга?».

Вот мы и решили узнать , откуда все таки берется радуга? Сколько в ней цветов? Мы посоветовались с детьми и решили провести исследования и все узнать.

Проблема:

Как и почему появляется радуга? Сможем ли мы сами сделать радугу?

Цель проекта:

Познакомиться с природным явлением «радуга», выяснить, как она появляется и исчезает. Экспериментальным путем доказать, что солнечный свет не белый, а разноцветный. Данная цель реализуется через решение следующих задач:

Задачи проекта.

1 Выяснить что это за природное явление «радуга», как она появляется и исчезает.

2 Изучить солнечный луч и как он влияет на появление радуги экспериментальным путем.

3 Научиться смешивать краски и получать нужные цвета.

4 Развить интерес к природному явлению через художественное слово.

Теоретическая часть:

Сначала мы решили найти ответ на вопрос: «Почему появляется радуга?».

Радуга – это разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Солнечный свет кажется бесцветным, но на самом деле состоит из разных цветов. Радугу можно увидеть тогда, когда солнце выглянет во время дождя. Луч солнечного света проходит через воздух (мы видим этот луч, как белый). Но вот на пути встречается дождевая капля, по форме близкая к призме. Солнечный луч проходит через каплю, преломляется и происходит распад луча на составные разноцветные лучи. Получается 7 цветов радуги. Их всегда 7 и располагаются они по порядку. А запомнить этот порядок нам помогает считалка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Еще мы рассмотрели картинки с изображением радуги. На них радуга имеет форму дуги. Но оказывается, радуга имеет форму дуги, потому что мы смотрим на нее снизу вверх.

Но если бы мы рассматривали радугу, когда летим на самолете, то увидели бы, что радуга имеет форму круга.

В Ирландии говорят, что если найти место, где радуга утыкается в землю, там обнаружишь горшок с золотом.

В наше время по времени появления радуги, люди судят о погоде.

«Радуга по утрам – предупреждение пастухам» (к дождю).

«Радуга вечером – дождю здесь делать нечего!».

Появляющиеся в облаках обрывки радуги, называют «ветровыми собаками» или «погодными чайками» - предсказывают наступление штормовой погоды с порывистыми ветрами.

Широко распространено верование, что радуга предвещает конец дождя и ясную погоду, откуда названия «Ясна», « Ясновка», «Ясница».

Учитывают и форму дуги: крутая дуга – к ведру, а пологая – к продолжительному дождю.

Если радуга появилась на востоке, она предвещает хорошую погоду, а если на западе – дождь.

Видеть радугу – к добру!

У славян существует верование, что радуга набирает, «высасывает», «пьет» воду из озера, моря, реки или колодца, подобно змею. Поэтому ее часто называют «Змей».

Радуга является символом плодородия, урожая, изобилия – «Богатка».

Мы узнали, что о радуге первым узнал и поведал всему свету английский ученый – физик Ньютон. Мы решили все это проверить и провести опыты и исследования сами.

Из книг мы узнали, что есть интересные опыты, как получить радугу самим. Мы решили попробовать провести эксперименты.

Практическая часть:

Сначала мы выявили закономерность, что появлению радуги способствует дождь и солнце. А потом мы захотели узнать на самом ли деле солнечный свет разноцветный, а не белый.

Мы провели простые опыты с водой.

1 опыт «Куда исчезла вода?».

Материал: тарелки для воды, губка, вода.

Налили воду в мелкую и глубокую тарелку и оставили. На следующий день в мелкой тарелке воды не осталось. В глубокой – вода была только на донышке. Нам было интересно: «А где же вода?». Вода испарилась, улетучилась в воздух. В состав воздуха входит вода. В этом можно убедиться очень просто и быстро. Мы вытираем одну из стенок шкафа мокрой губкой, на стене остались капельки воды. Но тут же на наших глазах, шкаф становится сухим.

Вывод: воздух состоит из воды.

2 опыт «Шум дождя».

Материал: манная, пшенная, гречневая крупа, горох, бобы, воздушные шарики.

В воздушные шары нужно насыпать немного крупы. Каждую крупу в отдельный шарик. Затем шарики нужно надуть и завязать. Каждый шарик «звучит» по–разному. В их звучании можно услышать «шум дождя».

Вывод: Шум дождя можно изобразить.

Шарик с манной крупой – мелкий, моросящий, тихий, слабый дождь.

Шарик с пшеном или гречкой – частый дождь.

Шарики с горохом или бобами – сильный, грозовой дождь.

Теперь мы переходим к экспериментам, которые помогут нам изучить солнечный луч, экспериментальным путем доказать, как появляется и исчезает радуга, доказать, что солнечный свет не белый, а разноцветный.

Эксперимент№1: «Что такое радуга?» (смешение цветов).

Из каких цветов состоит радуга?

Оранжевый – красный + желтый

Фиолетовый – красный + синий.

Зеленый – желтый + синий.

А еще радугу можно вылепить из пластилина.

Эксперимент №2. « Радужная пленка».

Материал: литровая миска с водой, светлый лак для ногтей.

Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали солнечные лучи. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и видим, что лак на поверхности воды образует тонкую пленку. Поворачиваем миску к свету, когда луч падает на поверхность, видны переливы радужных тонов.( такой же эффект мы можем наблюдать, когда видим пятно бензина в луже).

Эксперимент№3. «Радуга, появись!»

Материал: зеркало, миска с водой.

Ставим зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на белый картон. Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета.

Эксперимент№4. «Радуга в пузырях».

Материал: баночка с мыльными пузырями.

Выдуваем пузыри. Свет падает на мыльные пузыри и в них можно увидеть радугу.

Эксперимент№5 «Радуга на диске».

Материал: диски.

Если взять компьютерный диск и направить на него свет, то увидим цвета радуги.

Эксперимент №6. «Куда исчезла радуга?».

Материал: альбомный лист, краски, простой карандаш, ножницы.

Сделаем два диска. Один круг поделим на три части, другой на семь частей. на первом диске раскрасим одну часть красной краской, вторую желтой, а третью – синей. Второй диск раскрасим по цвету радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

При вращении дисков мы видим белый круг.

Вывод: Если наложить все цвета радуги один на другой, то получается белый цвет. Свет нашего дня.

Красный, желтый и синий – основные цвета спектра.

Заключение.

После проделанной работы, мы с ребятами выяснили, что солнечный свет не белый, а на самом деле состоит из семи цветов. Желтый, синий и красный –

основные цвета спектра. При их смешивании можно получить любой цвет.

Еще мы узнали, что на земном шаре есть такое место, называется оно – экватор. Там каждый день идет дождь и светит солнце. И радуга там бывает каждый день и даже несколько радуг одновременно. И ребята захотели обязательно там побывать!

Мы теперь знаем: как появляется и почему исчезает радуга. После дождя в воздухе содержится много капелек воды, и солнечные лучи, проходя через них, образуют радугу. Через какое то время, капельки воды в воздухе исчезают и радуга тоже исчезает.

Ребята нашли радугу, которая живет в нашей группе!

Летом мы наблюдали за радугой в природе. Каждый нашел свою радугу. И у нас получилась замечательная фотогазета!

Фото.

Список литературы.

1 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

   Под общей редакцией Л.Н. Прохоровой – М.: АРКТИ, 2003.

2 Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сост. Н.В. Шахматова и др.- Спб; ИД «Весь», 2004.

3 «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика – Пресс» Москва, 1994г.

4 Большая энциклопедия дошкольника. М.; Махаон, 2004.

5 Статья «Семь шагов по радуге» Т.Ерофеевой журнал «Дошкольное воспитание»№5 2001г.

6 Интернет.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год