Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Мини музей в образовательном процессе ДОУ.
Познание
Автор: Акимова Варвара Васильевна   
26.09.2020 17:07

Мини музей в образовательном процессе ДОУ.Мини музей в образовательном процессе ДОУ.

На сегодняшний день для педагогов остаётся актуальным вопрос поиска новых форм работы, как с детьми, так и с родителями. Мини-музей — это шанс решить проблему, стоящую перед педагогами, так как в его создании принимают участие и дети, и родители сотрудники ДОУ. Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к общим историко-культурным ценностям. «Мини» означает, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. В раннем детстве ребенок получает огромное количество информации об окружающем мире и начинает осознавать свою роль в нем. Знания и впечатления, заложенные именно в дошкольном возрасте, откладываются в памяти человека на всю жизнь, и определяют его систему ценностных ориентиров.

Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении было решено создать собственный музей родного края. Музейная педагогика — это словосочетание на слуху у всех, кто имеет отношение к воспитанию и образованию детей. На сегодняшний день существует несколько подходов к этому направлению. Музейно-педагогическая образовательная деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином образовательном пространстве [1, с.46]. Мини-музей в детском саду позволяет его воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, а также организации сюрпризных моментов в повседневной образовательной деятельности детей. Любой предмет мини-музея может служить основным предметом занятия по развитию речи, помочь ребенку сформировать умение постепенно рассказывать поэтапно описывая заданный предмет. В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Эта установка позволяет сформировать у ребёнка представление о музее, как о части окружающей его среды, как необходимой составляющей полноценного отношения человека к миру.

В рамках данной педагогической проблемы перед нами встали следующие задачи.

  1. Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями;
  2. — Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;
  3. Приобщить детей к историко-культурным ценностям нашего народа.
  4. Сформировать у воспитанников чувства патриотизма, и гордости за свою страну и город.

Музей выступает как часть образовательного процесса: – является действительным модулем развивающей предметно — пространственной среды, средством индивидуализации образовательного процесса; – способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; – помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями воспитанников. Создание мини-музея — огромная работа, которая состоит из нескольких этапов:

  • Постановка целей и задач.
  • Разработка дизайна расположения мини музея в детском саду.
  • Этап сбора экспонатов для экспозиции музея.
  • Разработка дидактических и интерактивных игр по теме истории родного края.
  • Разработка наглядного материала (альбомов, макетов)

При создании мини-музея необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Интеграции: Работая с экспонатами музея, педагог сможет познакомить с разными сферами деятельности человека.
  • Деятельности: Музей предоставляет возможность всем детям возможность пополнить его своими руками, например, создать и расписать глиняного петушка.
  • Культурособронности: Занятие с экспонатами музея способствуют приобщению воспитанников к мировой культуре общечеловеческих ценностей.
  • Гуманизации: Музей создает условия всестороннего развития ребенка.
  • Разнообразия: Экспонаты разнообразны, «Народная игрушка», «Предметы быта», «Дидактические игры» и т. д.
  • Экологичности: Все экспонаты экологичны и безвредны для здоровья детей.
  • Непрерывности: Мини-музей это часть образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной деятельности детей, отражает тематику занятий и экскурсий.

Исходя, из опыта создания мини-музея можно сказать, что эффективность работы зависит от того, насколько сильно тема истории родного края интегрирована в ежедневный образовательный процесс. Сбором и созданием экспонатов для мини-музея могут заниматься и дети, и родители, и педагоги. Важное место в работе мини-музея занимают, конечно, экскурсии. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях мини-музея разнообразные. В настоящее время в нашем детском саду функционирует мини музей «Край мой Арзамасский». В его экспозицию вошли такие предметы — как русская печь, сундук с русскими национальными костюмами, украшениями, головными уборами; предметы русского быта — прялка, керосиновая лампа, самовар, деревянная и глиняная посуда, захваты, корзины, туеса, куклы в русских народных костюмах и др. Посетив мини-музей, дети и родители познакомились с произведениями русского народного искусства, предметами быта, традициями, почетными гражданами, промыслами и современной промышленностью нашего города. Мини-музей стал излюбленным местом детско-родительских встреч, таких как «Горница наша», «Народные промыслы», «Традиции нашей земли», «Рождество Христово», «Бабушкины сказки». Создание мини-музея «Край мой Арзамасский» — это действенный, практический способ ознакомления дошкольника с русским бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми национальных ремесел и традиций, художественного наследия. Создание мини-музея в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений, позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Наш мини-музей всегда открыт для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр, занятий и праздников. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях детского сада не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок и родитель — лишь зрители, а здесь они — соавторы, творцы и созидатели. Наш мини-музей это — познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Литература:

  • «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой,
  • Творческий центр, Москва, 2008. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».
  • Концепция, структура, содержание // Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. — СПб., 2008.
  • Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000.
  • Рыжова Н,А., Логинова Л. В., ДанюковаА. И., «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008.
  • Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание — 2007. — №
  • Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год