Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Растим будущих инженеров с дошкольной скамьи
Познание
Автор: Лихова Ольга Ивановна   
11.08.2020 15:32

Растим будущих инженеров с дошкольной скамьиРастим будущих инженеров с дошкольной скамьи

Лихова Ольга Ивановна МБДОУ «Детский сад 130» г.Чебоксары

Одним из направлений современной государственной политики в области образования является возвращение интересов молодежи к научно-техническому творчеству и подготовке высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанная в 2015 году, актуализирует и обосновывает необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста. Подобная непрерывность становится жизненно необходимой в рамках решения задачи подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

 

Реализация модели технического образования требует соответствующих определенному возрасту методик. Для дошкольников это техническая пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Психолого-педагогические исследования по вопросам психических процессов (А. Н. Леонтьев, Н.Н. Подъяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), развитии конструктивной деятельности и ее значения для умственного развития детей (А. Р. Лурия), позволяют сделать вывод о том, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

С января 2018 года МБДОУ «Детский сад 130» г. Чебоксары включен в федеральную экспериментальную площадку федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по теме: «Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота» в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

В связи с этим педагоги дошкольного учреждения прошли обучение технологии организации организованной образовательной деятельности с использованием конструкторов и образовательной роботехники у авторов программы. Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук инструментами, соответствующих ФГОС ДО. Уникальность программы заключается в плавном переходе от более легкого конструктора к усложнённому: игровой набор «Дары Фребеля» → конструкторы→ робототехника.

Работу по внедрению инновации в деятельности дошкольного учреждения мы распределили по следующим направлениям:

  1. организация в образовательном пространстве ДОУ предметной игровой техносреды, адекватной современным требованиям к политехнической подготовке детей и их возрастным особенностям в условиях ФГОС ДО и идеей парциальной программы «От Фребеля до робота» (от оснащения предметно-пространственной среды групповых помещений до создания Lego-студии);
  2. развитие педагогической компетентности педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в области технического творчества детей дошкольного возраста;
  3. формирование основ технической грамотности воспитанников, отдельных видов технической деятельности и технической компетентности воспитанников, связанной с использованием технических умений в специфических для определенного возраста видов детской деятельности;
  4. оценивание результативности системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников готовности к изучению технических наук средствами игрового и учебного оборудования в соответствии с ФГОС ДО.

Творческая команда педагогов в сотрудничестве с педагогом-психологм подобрали пакет диагностических методик, провели мониторинг развития конструктивных способностей детей, разработали варианты инженерных книг, обсудили использование Программы в качестве парциальной к основной образовательной программе, дополнительном включении используемой в саду технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в апробацию.

Также педагогами профессионально решается вопрос эффективного взаимодействия с родителями в разных формах и направлениях. Вовлечение родителей в образовательную деятельность с использованием конструкторов и роботехники организовывалось по нескольким направлениям: анкетирование, с последующим составлением плана мероприятий, повышение педагогической культуры родителей и совместной работы по обмену опытом посредством круглых столов, акций и выставок. Так, активные формы работы позволяют родителям получать информацию о развитии ребенка, видеть образовательные результаты и в дальнейшем использовать понравившиеся приемы, разнообразные игры и упражнения в домашней обстановке, что значительно сказывается на эффективности всей работы по подготовке детей дошкольного возраста к изучению технических наук.

Таким образом, опыт использования парциальной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» позволил нам выявить закономерность в формировании ключевых компетенций и личностных качеств инженера у детей происходит в «эволюционной цепочке»: я-исследователь, я-конструктор, я-мастер, я-творец.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год