Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект ОС по познавательно-исследовательской деятельности с применением методики А.И. Савенкова в старшей группе. Тема: «Вулканы»
Познание
Автор: Борисова Елена Васильевна   
14.05.2020 11:00

Конспект ОС по познавательно-исследовательской деятельности с применением методики А.И. Савенкова в старшей группе. Тема: «Вулканы»Конспект ОС по познавательно-исследовательской деятельности с применением методики А.И. Савенкова в старшей группе. Тема: «Вулканы»

Подготовила: Борисова Елена Васильевна, воспитатель, I кв. категория.

Место работы: МБОУ «Устьянская СОШ» СП д/с «Солнышко»

Цель: Формирование у детей представлений о вулкане посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять знания детей о природном объекте – вулкане
  • Продолжать закреплять представление детей об исследовании, о способах получения информации, её фиксирование
  • Продолжать учить детей выдвигать гипотезы
  • Расширять словарный запас детей: вулкан, кратер, магма, лава.

Развивающие:

  • Продолжать развивать связную речь детей, умение составлять сообщения, используя схематическое изображение
  • Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения детей в коллективе: доброжелательность, умение выслушивать ответы других людей
  • Формировать интерес к явлениям природы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Основной вид детской деятельности: познавательно–исследовательская, речевая.

Методы и приёмы: игровая ситуация, наглядный, словесный, вопросы к детям, исследовательская деятельность,

Предварительная работа: исследование «Камни», исследование «Горы», рассматривание энциклопедий по теме.

Материал: Светящийся глобус, карточки исследователя, фото вулкана (внешнее и в разрезе), бубен, макет вулкана, сода, моющее средство, подкрашенная вода, разведённая лимонная кислота, поднос, ноутбук с колонками, звукозапись извергающего вулкана, академическая шапочка, «Конфетный вулкан».

Ход ОС:

I. Вводная часть

Воспитатель включает глобус с подсветкой, что привлекает внимание детей.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?

Дети: Да, глобус.

Воспитатель: Обратите внимание, какой он разноцветный. Как вы думаете, что окрашено в синий цвет? Его очень много представлено на глобусе.

Дети: Моря, океаны, реки.

Воспитатель: Совершенно верно. Как вы думаете, что означает зелёный цвет?

Дети: Леса, поля.

Воспитатель: И это верно. Обратите внимание на коричневый цвет на глобусе. Как вы думаете, что это может быть изображено?

Дети: Горы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, я знаю, что есть особенные горы с огромной ямой на вершине, а ещё они грохочут, дрожат, и из них идёт дым и огонь. Может, кто — то из вас знает, как такие горы называются?

Дети: Верно, вулканы.

Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, как может в горе появиться огонь?

Выдвижение гипотезы: дети высказывают свои предположения (подожгли, взорвалось, баловались и зажгли). Если дети не отвечают, воспитатель: Может кто-то поджёг траву?

Воспитатель: А давайте проверим, правда ли всё то, что вы мне говорили. Мы сегодня вновь будем, как настоящие учёные, исследовать. Подскажите тему нашего исследования?

Дети: Тема нашего исследования «Вулкан»

Пригласить детей пройти к магнитной доске.

II. Основная часть

Воспитатель: Уважаемые учёные, наша задача – получить как можно больше информации о вулканах, и подготовить о них сообщение – небольшой доклад. Какие методы мы используем?

Дети: Подумать, посмотреть в книге, спросить у кого-нибудь.

Воспитатель: С чего начнём, наше исследование?

(Помочь детям поместить символы в нужном порядке).

Воспитатель: Первое, что мы сделаем, подумаем и вспомним, что мы знаем о вулканах?

Дети: Это высокая гора, наверху бывает огонь.

(Воспитатель схематично зарисовывает ответы на доске)

Воспитатель: Давайте посмотрим на фотографии, которые я нашла в интернете?

(Показ фото вулкана)

Дети: Это большая гора

Воспитатель: Что вы видите на вершине горы?

Дети: На вершине горы большая яма.

Воспитатель: Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово.

Дети вместе и индивидуально повторяют слово «кратер».

Воспитатель: Внутри горы есть дыра, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана.

Дети повторяют слово «жерло».

Воспитатель: А на самой глубине вулкана, находится расплавленное горячее вещество – магма.

Дети повторяют слово «магма».

Воспитатель: Когда начинается извержение вулкана, магма поднимается вверх по жерлу вулкана и силой вырывается из кратера. Вырвавшуюся на поверхность магму называют лавой. Лава стекает по склону вулкана, и он становится всё выше. Остывшая лава затвердевает, и становиться серой или черной.

Воспитатель: Что мы узнали, посмотрев фотографии вулканов?

Дети: Мы узнали что, вулкан – это гора, у которой наверху кратер. Внутри горы есть жерло, по которому поднимается магма и из горы выливается лава.

(Зарисовать схематично, полученную информацию)

Воспитатель: Где ещё мы можем узнать информацию о вулканах?

Дети: Спросим у взрослых.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли серьёзные и очень умные гости. Давайте, спросим у них, какие бывают вулканы.

Предложить детям подойти к гостям и спросить, какие вулканы бывают. (Есть три основных вида вулканов, и они все опасны. Активные вулканы извергаются часто. Спящие вулканы могут «дремать» много лет, а потом вдруг проснуться. Вулканы, которые не извергаются очень давно, называют потухшими. Но и потухший вулкан может пробудиться!)

Воспитатель: Что вы узнали у гостей? Какие бывают вулканы?

Дети: Активные, спящие, потухшие.

Воспитатель: Хорошо, от взрослых вы узнали, что-то новое о вулканах. Действительно, вулканы, бывают активные или действующие, спящие и потухшие.

(Зарисовать информацию)

Воспитатель: А давайте покажем, что такое спящий вулкан и действующий.

Физкульминутка «Действующий и спящий вулкан» (по сигналу бубном «действующий» — дети изображают извержение вулкана, по сигналу «спящий» — приседают, имитируя сон).

Воспитатель: Хорошо. А ещё, чтобы узнать что-то новое, что делают ученые? (обращает внимание детей на символы)

Дети: можно провести эксперимент.

Воспитатель: Так делают настоящие ученые. У нас есть макет вулкана. Как выдумаете, можем ли мы устроить извержение вулкана прямо здесь?

Дети: Да, нет, не знаю.

Воспитатель: Давайте попробуем. Присаживайтесь на стульчики. Пока наш вулкан спящий, но мы попробуем сделать так, чтобы наш вулкан проснулся и начал извергаться.

Эксперимент сопровождается звуковой записью извержения вулкана.

Воспитатель (сопровождает действия словами): В макет вулкана кладём 2 чайные ложки соды, моющего средства, добавляем красный краситель, лимонную кислоту.

Воспитатель: Что вы почувствовали, когда услышали звук извержения вулкана?

Дети: Мы испугались.

Воспитатель: Как вы думаете, какую опасность для людей и всего живого представляет вулкан?

Дети: Люди и животные могут погибнуть.

(Зарисовать информацию.)

III. Заключительная часть

Воспитатель: Мы с вами собрали достаточно информации о вулканах. Теперь давайте поделимся ею друг с другом и расскажем, что мы сегодня узнали о вулканах. Кто из учёных, хотел бы сегодня сделать доклад, используя наши картинки подсказки?

(Выступающему надеть академическую шапочку, после доклада попросить задать вопросы докладчику)

Воспитатель: Спасибо, вам уважаемые ученые. Сегодня вы потрудились на славу и сделали важные открытия.

Вы узнали, как появляется огонь в вулкане? (ответы детей)

Какие новые слова вы узнали? (ответы детей)

Воспитатель: У меня есть ещё один действующий вулкан, но он необычный и предназначен только для таких настоящих учёных как вы.

Воспитатель предлагает детям «Конфетный вулкан»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год