Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья на тему «Мир открытий от ступеньки к ступеньке».
Познание
Автор: Егорова Татьяна Николаевна   
22.04.2020 13:45

Статья на тему «Мир открытий от ступеньки к ступеньке».Статья на тему «Мир открытий от ступеньки к ступеньке».

(Развитие у детей младшего дошкольного возраста задатков исследовательских способностей)

Аннотация. Статья раскрывает реализацию проекта «Мир открытий от ступеньки к ступеньке», которая проводилась с детьми младшего дошкольного возраста, направлен на развитие исследовательских способностей детей, любознательности, пытливости, познавательной активности маленьких «почемучек».

Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, детские исследования, детская любопытность, активность, интерес.

Егорова Татьяна Николаевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад№146» г.Чебоксары.

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. Результаты исследований Л.А. Венгера, Н.А. Поддъякова, Ю.К. Бабанского и др. показывают, что дети могут успешно познавать не только внешние, но и их внутренние связи и отношения.

 

По результатам диагностирования, в начале учебного года выявилось большое количество детей с низким уровнем развития – 80%, со средним уровнем оказалось – 20%, с высоким уровнем – 0%.

Итак, необходимо было найти наиболее доступные средства для организации работы по данному направлению. Я предположила возможность использования объектов неживой природы (камень, глина, вода, песок) в познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Определила цель и задачи.

Цель: Развитие у детей младшего дошкольного возраста задатков исследовательских способностей в изучении объектов природы.

Задачи: Углубить представления детей о камнях, глине, песке, воде, об их свойствах и качествах, назначении и пользе, учить рассуждать по поводу результатов опыта; определять цель, основные действия по достижению, делать вывод о получившемся результате совместно с взрослым. Развивать наглядно — образное мышление, мыслительные операции, сенсорные эталоны, речевую активность, мелкую моторику мышц рук, наблюдательность. Воспитывать самостоятельность, активный интерес к выявлению скрытых сторон объектов.

Анализ ситуаций внешних и внутренних факторов показал, что необходимо создавать условия: обогатить методическое обеспечение и развивающую среду. Кроме этого, диагностирование помогло понять, что для развития у детей исследовательских способностей, необходимо активно вовлекать родителей.

Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, организованы центры познавательной активности для детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.

Мы с детьми и родителями начали оснащать «уголок» экспериментирования природным и бросовым материалом: камни разной величины, цвета, формы, фактуры, глина, песок, шишки, семена, скорлупа орехов, ракушки; картонные и пластиковые коробки, трубочки от сока, одноразовые стаканчики, клеенки, тарелочки, прищепки и т.д. Приобрели маленький глобус и лупы, сделали настенный календарь наблюдения за природой, игру «Четвертый лишний», «Волшебную коробку ощущений».

С родителями были организованы активные формы работы: родительское собрание, консультация «Значение познавательно – исследовательской деятельности», просмотр открытого занятия «Чудеса из глины», домашние задания (сделать совместную композицию из природного материала, придумать игру и назвать его, находить необычные камни, провести знакомый опыт дома).

Знания дети получали на специальных занятиях, которые проводились в две недели один раз, а так же в повседневной жизни (наблюдения, игры), и через различные виды деятельности (лепка, конструирование).

Работа с детьми данной возрастной группы была направлена, в основном, на создание условий, необходимых для сенсорного развития и мыслительных операций. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий: сочетала показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (использовала дидактическую игру типа «Чудесный мешочек»), сравнивали с детьми схожие и отличительные по внешнему виду предметы (дидактическая игра типа «Не ошибись»), учила детей сопоставлять факты и делать вывод, активно использовала опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?), загадки, описания, определения, методы ТРИЗ (игра «Хорошо-Плохо», моделирование маленькими человечками, «Противоположности», «Да – Нет»)

Основной формой совместной деятельности выбрала проблемно-игровую ситуацию. Материал в этом случае всегда содержал что-то новое, включая посильные и конкретные задачи, решение которых потребует активной работы мысли, умения сочетать имеющийся запас накопленного опыта с непосредственными чувственными представлениями о наблюдаемом предмете. Темы были различны по содержанию: исследовательские, игровые, творческие. Например, игры-занятия «Удивительный песок», «Послушная глина», «Камушки, которые тают», «Волшебница вода», «Цветные камушки», «Секрет сосновой шишки» и т.д. Исследование организовывала от познавательного мотива (потребности) детей, затем выдвигались предположения, если это был опыт или эксперимент, проверяли, делали выводы. Так же для закрепления изученного материала проводила дидактические и настольно-печатные игры. Например, «Четвертый лишний», «Да – Нет», «Хорошо – Плохо», «Волшебная коробка ощущений» и т.д.

По результатам работы было проведено повторное диагностирование. С низким уровнем развития исследовательских способностей выявилось — 10% детей, со средним – 65%, с высоким 25%.

Я считаю, что организация познавательно – исследовательской деятельности утоляет жажду познания маленьких «почемучек», поощряет детскую любопытность, способствует развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Список использованной литературы.

  1. Бутузова В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — №2 -2009, с 42
  2. Киреева О,В, Экспериментирование как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста. / Соврем. дошк. и началь. образ. – Спб., 2003. С.21.
  3. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2006.
  4. Программа воспитания ребенка — дошкольника. — Чебоксары., 1995.
  5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной // Обруч. — №2
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год