Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по включению воспитанников старшей группы в исследовательскую деятельность «Мир вокруг нас»
Познание
Автор: Нуцалова Джавахиль Расуловна   
16.04.2020 13:00

Проект по включению воспитанников старшей группы в исследовательскую деятельность «Мир вокруг нас»Проект по включению воспитанников старшей группы в исследовательскую деятельность «Мир вокруг нас»

Воспитатель МАДОУ «Колокольчик» Нуцалова Д.Р.

Проблемная ситуация проекта:

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образование дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

 

На сегодняшний день в дошкольном образовании в соответствии с требованиями с ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования.

В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытию, жажда познания. Познавательно — исследовательская деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества,

Актуальность

Дети по природе своей любопытны и деятельны. Важно помочь ребёнку удовлетворить его любопытство, объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне. Необходимо, максимально используя пытливость детского ума, направить ребёнка к познанию мира, развитию творческих способностей. Ребёнок должен освоить азы экспериментирования:

  • ближе познакомится с природными веществами и их свойствами;
  • научиться обследовать, анализировать и сравнивать различные предметы, явления;
  • научиться задавать вопросы высказывать свои предложения и догадки;
  • научиться самостоятельно, делать выводы, искать ответы на вопросы.

Детское экспериментирование позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений об окружающем мире. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.

Дошкольное образование призвано обеспечить развитие исследовательской активности и инициативы дошкольника, заложить механизмы саморазвития и самореализации. Детское экспериментирование – одно из эффективных средств развития исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественно – научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать, сделать выводы.

Ценность познавательно – исследовательской деятельности заключается в том, что у ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения. Таким образом, стимулируется развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств.

Цель проекта: развитие познавательных интересов, углублять представления о живой и не живой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отставать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Задачи проекта:

  • Расширять представление детей об окружающем мире.
  • Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками.
  • Развивать память, внимание, мышление, воображение, речь.
  • Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способами ее использования.
  • Развивать у детей умственные способности через развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
  • Способствовать формированию познавательного интереса.
  • Развивать умение делать вывод.
  • Привлекать родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к познавательно — исследовательской деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой.

Тип проекта: исследовательско — творческий.

Участники проекта: педагоги; дети; родители (законные представители).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности, используемые в проекте: познавательно — исследовательская, игровая, коммуникативная, художественно — эстетическая, чтение художественной и научной литературы.

Сроки реализации проекта: краткосрочный декабрь 2017 по март 2018 года.

Новизна проекта: На сегодняшний день в дошкольном образовании в соответствии с требованиями с ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования.

Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

В условиях современного дошкольного учреждения одной из существенных задач является оптимизация педагогической работы, направленной на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования.

Формы взаимодействия:

с детьми:

  • непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность;
  • наблюдения;
  • эксперименты.
  • с родителями:
  • консультации, открытые занятия, мастер – классы, оформление фотоальбомов.

Ресурсное обеспечение: оборудование для проведение опытов и экспериментов, настольно – печатные, дидактические игры, технические средства обучения.

Предполагаемые результаты проекта:

для детей:

  • Развитию познавательных интересов детей.
  • Расширению опыта ориентировки в окружающем мире
  • Развитию любознательности и познавательной активности.
  • Формированию познавательных способностей.
  • Развитию воображения и творческой активности.
  • Формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • Развитию воспитания, внимания, памяти, наблюдательности.
  • Развитию способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умению устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

для педагогов:

  • Повышению уровня профессионального мастерства.
  • Созданию условий для познавательного развития дошкольников.
  • Разработка дидактического практического материала для проведения опытов.
  • Подборка рассказов, сказок, стихов, загадок, иллюстраций по теме.

для родителей:

  • Помощь родителей в подборе наглядной информации.
  • Предложить родителям провести исследовательскую деятельность дома с детьми.
  • Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта.

Продукты проектной деятельности: видеофильм «Познаем мир, общаемся», фотоальбомы проведения опытов в домашних условиях, альбомы рисунков опытов и экспериментов, высокий уровень организации опытов и экспериментов самими детьми.

Презентация проекта: на городском методическом объединении, сайте ДОО, в печати, на интернет – ресурсах, творческом отчете ДОО.

При реализации проекта учитывали принципы:

  • личностно – ориентированный принцип;
  • принцип учета индивидуальных особенностей детей;
  • принцип системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми;
  • принцип интегративности, научной обоснованности и практической применимости.

Этапы проекта:

1 этап. Предварительный этап:

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Составление плана, выбор форм работы.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы.
  • Разработка циклов НОД.
  • Подбор оборудования и материалов для оснащения центра экспериментальной деятельности.
  • Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности. Анкетирование для родителей.

2 этап: Основной этап проекта.

  • Реализация плана образовательной работы;
  • Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с принципами ФГОС ДО, т.е. учитывались индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, применялась интеграция образовательных областей:

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Беседы

v «Волшебная вода»

v « Свойства воздуха»

v «Зачем нужны человеку камни?

v «Свойства ткани»

v «Роль снега и льда в жизни растений и животных»

v «Из чего делают книги?»

v «Почему говорят «Как с гуся вода»

Просмотр презентаций

v «Природное происхождение магнита»

v «История изготовления стекла»

v «В гостях у хозяйки Медной горы»

Опыты и эксперименты

v «Какие предметы могут плавать?»

v «Таинственные картинки»

v «Все увидим, все узнаем»

v «Солнечные зайчики»

v «Ткань бывает разная»

v «Бумага-какая она?»

v «Свойства древесины»

v «Цветной песок»

v «Исчезающая монета»

v «Свечка в банке»

v «Давление воды»

v «Воздух повсюду»

Наблюдения

v «Таяние снега»

v «Глинистая и песчаная почва»

Конструирование

v «Рыболов»

v «Коробочка из бумаги»

НОД:

v «Удивительный камень – магнит»

v « Свойство бумаги»

v «Волшебница-вода»

v «Зачем человеку камни нужны…»

v «Что лучше: бумага или ткань»

v «Дерево умеет плавать»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

v «Путешествие Капельки»  (круговорот воды)

v Рассказ М. Дружинина «Супер - железяка».

Легенда о магните

v  Б. Житков «На льдине»

v П.Бажов «Малахитовая шкатулка»

v «Как Аленка разбила зеркало»

v «Мамина работа».

v Детская энциклопедия «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра  

v «Строители»

v «Мы – лаборанты

Дидактические игры:

v «Воздух, земля, вода»

v «Что для чего»

v «Что бывает из бумаги»

v «Притягивает – не притягивает»

v «Из чего сделано»

Настольно-печатные игры

v Лото «Растения, животные»

v «Магнитная мозаика»

v «Зоологическое лото»

v Игра – драматизация:

v Магнитный театр «Маша и медведь»

v Теневой театр «Золотая рыбка»

Трудовая деятельность:

v Полив и рыхление комнатных растений

v Посадка лука

v Уборка своего рабочего места после проведения опытов

Беседа по ОБЖ:

v «Правилабезопасности при проведении опытов»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

v «Сова» (из листьев)

v «Воробушек» (из перьев и бумаги)

v «Украсим кукле платье»

v «Да, здравствует полотенце пушистое»

v «Девочка в зимней одежде»

Рисование:

v Рисование солью

v Рисование мыльными пузырями

v «Рыбки плавают в аквариуме»

v «Украсим посуду узором»

Лепка из соленого теста

v «Ежик» (соленое тесто)

v «Рыбка» (соленое тесто)

v «Строим теремок»

Оригами

v «Кораблик»

v «Тюльпан»

Хороводные игры:

v «Снегири»

v «Воробей»

v Музыкальная игра «Помогатор»

Физическое развитие

Подвижные игры:

v «Два Мороза»

v «Шишки, жёлуди, орехи».

Игры народов Севера

v «Ловля оленей»

v «Оленья упряжка»,

v «Льдинки и ветер»

Физкультминутки:

v «Мы с магнитами играли»

v «Стоит гора – старушка»

v «Ветер дует нам в лицо»

v «Здравствуй вольный ветерок»

Дыхательная гимнастика

v «Насосик» (методика Стрельниковой)

v «Ветер-ветерок»

Пальчиковая гимнастика:

v «Дождик»

v «Осенние листья»

v «Снежок»

v «Овощи»

Зрительная гимнастика:

v «Ветер»

v «Цветы»

v «Дождик»

v «Петушок»

Формы сотрудничества с родителями:

v информационно – аналитические

беседы;

консультации;

памятки.

v наглядно-информационные

папка-передвижка;

выставка детского творчества;

презентация.

v Познавательные

совместная работа по перспективному плану проекта.

III этап –заключительный

v Презентация проекта;

v Пополнение коллекций «Ткани», «Такая разная бумага»;

v Фотоотчёт « Юные следопыты»;

v Создание картотеки опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста;

v Выставка рисунков «Нетрадиционная техника рисования. Рисование мыльными пузырями»;

v Работа с родителями «Выставка камней»;

v Консультация «Организация экспериментирования в домашних условиях»;

v Создание картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста;

v Открытое мероприятие «Юные следопыты»;

v Рекомендация для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях»;

v Родительское собрание: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»;

v Защита детско - родительских проектов на празднике «Фейерверк проектов». 

Оценка результативности проекта:

В результате реализации проекта по познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста получены следующие результаты:

v способность видеть многообразие окружающего мира;

v овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает, его личностный рост;

v овладение способностью, выявлять особенности и устанавливать сходство и различие между предметами;

v умение выдвигать предложения, анализировать, соотносить известные и неизвестные данные, обобщать полученные результаты.

v Упорядочены и систематизированы знания об окружающем.

v Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность формирует у дошкольников положительный социальный опыт проявления инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, помогает в решении задачи воспитания творческой личности.

Заключение

Данный проект по познавательно – исследовательской деятельности поможет сформировать умение ребенка делать логические выводы, выделять причинно – следственные связи, главные и второстепенные признаки в предметах и явлениях в природе. Чем больше у ребенка будет задействована чувственная сфера, тем грамотнее, ярче и точнее развита речь, что является важным при поступлении в школу. В ходе реализации проекта родители (законные представители), дети, педагоги   были в тесном контакте. Родители были заинтересованы проектом, помогали в создании развивающей предметно – пространственной среды группы по познавательно – исследовательской деятельности, создали условия для экспериментирования в домашних условиях.

Подводя итоги проекта можно резюмировать, что детское экспериментирование – одно из эффективных средств развития исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - ТЦ Учитель ,2004г.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. -ТЦ Учитель, 2004г.
  3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. Акцидент, 2004г.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Добро пожаловать в экологию! / Сост. О.А. Воронкевич. - «Детство-Пресс», 2004.
  7. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.// Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.// Человек. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
  10. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – «Детство – Пресс» 2008г.
  11. Елисеева Т.А. Экспериментальная деятельность детей в детском саду.// Воспитатель. – 2009. No9.
  12. Порткина С.А. Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников.// Воспитатель. – 2010. No3.
  13. Использование интернет ресурсов.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год