Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Лаборатория Профессора Почемушкина»
Познание
Автор: Замалова Эльвира Наильевна   
09.04.2020 12:26

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Лаборатория Профессора Почемушкина»Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Лаборатория Профессора Почемушкина»

Выполнил: Воспитатель МАДОУ «Колокольчик» Замалова Э.Н. по образовательной области «Познавательное развитие»

Пояснительная записка

Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский

С момента введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), педагогами накоплен достаточный положительный опыт организации непосредственно образовательной деятельности (НОД) с дошкольниками. В своей повседневной работе у педагогов дошкольных учреждений есть возможность использования такого опыта через сеть Интернет, использования печатных изданий, опыта работы коллег на уровне методических объединений и т.п. Но вопросы, каким образом педагог может организовать НОД с детьми, возникают постоянно. Обязательным условием, в соответствии с требованиями ФГОС ДО — НОД должна быть такой детской деятельностью, которая в обязательном порядке бы подразумевала их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, быть интересна для них. Но при этом процесс обучения остается. Дети обучаются, не замечая этого. В этом и заключается мастерство педагога, его умение правильно организовать НОД. При проведении НОД меняется роль педагога, он становиться «координатором» или «наставником», непосредственным источником информации. Меняется позиция педагога по отношению к детям — она приобретает характер сотрудничества, ребенок теперь выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения, равноправным партнером.

 

Одним из видов НОД является экспериментирование. Детское экспериментирование – один из методов познавательно-исследовательского развития детей дошкольного возраста. При организации НОД по экспериментированию, мы поддерживаем склонность детей к исследованиям, желание самостоятельно искать истину. В представленном конспекте НОД можно проследить, как дети обнаруживают качества предметов, устанавливают связи между ними и с помощью педагога осуществляют многосторонний анализ. В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как добывают их в ходе собственных творческих изысканий.

Данный конспект НОД имеет в своей основе проблемное обучение, так как содержит элементы исследовательского поиска. Именно такие занятия позволяют воспитывать современных людей с собственным творческим мышлением. При составлении конспекта НОД учитывали особенности организации детского экспериментирования в ДОУ:

  • эксперимент непродолжителен по времени;
  • проговаривание детьми своих действий вслух;
  • учет индивидуальных различий детей (темп работы, утомляемость);
  • учет права ребёнка на ошибку и применение адекватных способов вовлечения детей в работу;
  • не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром;
  • учет возрастных особенности детей.

Цель: Расширение и закрепление представления детей о свойствах воды

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать целостную картину мира, расширять кругозор

-Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания о

свойствах воды.

-Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и

детьми, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развивающие:

-Способствовать развитию любознательности.

-Развивать внимание детей.

  • Способствовать развитию логического мышления: определять тему

проблему исследования, последовательность исследовательской

деятельности, анализировать результаты.

Воспитательные:

-Продолжать воспитывать культуру поведения.

-Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.

-Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Предварительная работа:

  • чтение произведений художественной литературы
  • беседа с детьми о значении и свойствах воды

-проведение отдельных опытов с водой.

Методы и приёмы:

  • беседа
  • сюрпризный момент
  • загадки

-совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность).

Материал и оборудование: иллюстрации по теме «Вода», раздаточный

материал на каждого ребёнка: одноразовые прозрачные стаканчики с водой,

салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведёрко.

Словарная работа: вводить в словарь детей существительные (лаборатория,

опыты, оборудование), помогать употреблять глаголы характеризующие

свойства воды (течёт, смачивает, впитывается, растворяет).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель предлагает детям собраться на ковре, образуя круг, взявшись

за руки.

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Воспитатель:

Хорошо учился в школе,

Институтский курс освоил.

Все науки изучал,

Академиком он стал.

Книг прочёл, наверно тонны!

Настоящий он... УЧЁНЫЙ

Воспитатель: Скажите, чем занимаются учёные?

Предполагаемые ответы детей: Учёные занимаются наукой. Наука — это познание. Учёные проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают.

Воспитатель: Где работают учёные?

Предполагаемые ответы детей: В научной лаборатории.

Воспитатель: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

Предполагаемые ответы детей: Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята к нам в гости сегодня пришел Профессор Почемушкин (появляется на интерактивной доске)

Профессор: Здравствуйте, ребята! Я Профессор Почемушкин. Я хочу пригласить в свою лабораторию, где вы почувствуете себя настоящими учеными. Вы согласны?

Предполагаемые ответы детей: Да

Профессор: Я предлагаю вам провести опыты с водой! А вы знаете, в каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

Почемушкин читает загадки, а дети показывают иллюстрации с отгадкой

(картинки — отгадки вывешиваются на мольберт).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это... (Дождь).

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые... (Снежинки).

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (Снег).

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдёт —

Гвоздь упадёт. (Сосулька).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что объединяет все ответы на загадки

Профессора?

Предполагаемые ответы детей: Это вода.

Воспитатель: Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Кто мне напомнит?

Предполагаемые ответы детей: Она может быть жидкой, твёрдой и газообразной.

Профессор: Сейчас мы с вами, как настоящие учёные, будем проводить

опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять

свои рабочие места.

Дети рассаживаются по 2 человека за один сто).

Профессор: Приступим к нашему исследованию.

Опыт № 1. «Вода — жидкость».

Профессор: Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на

блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течёт, льётся и

растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку?

Предполагаемые ответы детей: Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и

может течь, то её называют жидкостью.

Профессор: Совершенно верно.

Вывод: вода — жидкость.

Опыт № 2. «Вода бесцветная».

Профессор: А сейчас возьмите стаканчики с водой и с молоком. Какого цвета

молоко?

Предполагаемые ответы детей: Белого.

Профессор: А можно ли сказать про воду, что она белого цвета?

Предполагаемые ответы детей: Нет. Она прозрачная.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Профессор: Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Профессор: Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Предполагаемые ответы детей: Нет.

Вывод: вода — прозрачная жидкость.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

Профессор: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет?

Предполагаемые ответы детей: У воды нет запаха.

Профессор: Понюхайте стакан с соком, чем он пахнет?

Предполагаемые ответы детей: Апельсином.

Профессор: Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

Профессор: Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у неё вкус?

Предполагаемые ответы детей: Нет.

Профессор: А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Делать научные открытия — дело не из лёгких, поэтому в

лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко

отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик скачет по дорожке,

Как мальчишка озорной, (Прыжки)

Громко хлопает в ладоши

И от счастья сам не свой. (Хлопки)

Летний дождь — всегда веселый.

Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)

Вот и тополь стал зеленый,

Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево — вправо)

Как игрушки в магазине,

Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)

Небосвод стал синий-синий.

В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)

Воспитатель приглашает всех подойти к его столу.

Опыт № 5. «Способность воды отражать предметы».

Воспитатель: Скажите, что стоит на столе?

Предполагаемые ответы детей: Таз с водой.

Воспитатель: Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там

увидели?

Предполагаемые ответы детей: Свое лицо, отражение.

Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение?

Предполагаемые ответы детей: В зеркале, в витрине магазина и т. д.

Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?

Предполагаемые ответы детей: Очень плохо, оно размытое.

Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода

неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Рефлексия.

Профессор: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает водах?

Предполагаемые ответы детей: Вода прозрачная, без запаха и не имеет вкуса.

Профессор: Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с ней. Я думаю, обо всём интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы

расскажете своим друзьям и родителям. До свидания, ребята!

Воспитатель: Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших

следующих опытах. Спасибо вам, ребята.

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: «Учитель», 2014.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж, 2014.
  3. Вераксы Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М., 2012.
  4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. Акцидент, 2004.
  5. Добро пожаловать в экологию! / Сост. О.А. Воронкевич. – М.: «Детство-Пресс», 2014.
  6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2015.
  7. Нищева Н.В. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.

Интернет ресурсы:

1. https: //nsportal. ru/sites/default/files/2016/01/18/nod_po_fgos. doc

Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

Воспитатель

МАДОУ «Колокольчик» ___________________ Э.Н. Замалова

«_____» _____________________2020г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год