Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет
Познание
Автор: Зрячих Ирина Александровна   
05.03.2020 23:21

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 летРабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет

Срок реализации — 1 год

Автор-составитель: Зрячих Ирина Александровна Городской округ Балашиха Московской области, 2019г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:

  • Закон Российской Федерации от 26. 12. 2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19. 07. 2013;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;
  • Письмо Минобрнауки России от 11. 12. 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности (регистрационный номер 73193, дата выдачи – от 15. 05. 2015г.).

Скачать конспект

Направленность дополнительной образовательной программы:

  • по содержанию: научно-техническая;
  • по функциональному предназначению: кружковая;
  • по форме организации: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (а также игры-путешествия, игры-соревнования);
  • по времени реализации: годичная.

Новизна программы:

Экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами.

Актуальность проблемы:

На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса — одна из актуальных проблем детского воспитания.

Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности детей, что способствует развитию формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Цель программы:

Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

Познавательные:

─ Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

─ Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

─ Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

─ Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

─ Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

─ Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

─ Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

─ Стимулировать желание детей экспериментировать.

─ Формировать коммуникативные навыки.

Методы и приемы организации опытно-экспериментальной деятельности:

─ эвристические беседы, дискуссии;

─ наблюдения за объектом;

─ просмотр адаптированных для детей научно — популярных фильмов;

─ постановка и решение вопросов проблемного характера;

─ моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);

─ проведение опытов и экспериментов;

─ фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;

─ использование художественного слова;

─ дидактические игры;

─ ситуация выбора.

Примерная структура детского экспериментирования:

─ Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.

─ Предлагает различные варианты ее решения.

─ Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.

─ Делает выводы в соответствии с результатами проверки.

─ Применяет выводы к новым данным.

─ Делает обобщения.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Роль педагога во время проведения занятия – экспериментирования:

─ Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.

─ Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам.

─ Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:

─ Предварительная работа (наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

─ Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

─ Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

─ Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

─ Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

─ Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

─ Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Предполагаемые результаты у детей:

─ Развитие познавательных способностей детей:

─ Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.

─ Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.

─ Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.

─ У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.

─ Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.

─ Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.

─ Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.

─ Формируются коммуникативные навыки.

Методы и приемы:

─ Приёмы организации: работа небольшими группами; создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

─ Приёмы активизации умственной активности: включение игровых упражнений; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; выполнение нетрадиционных заданий; решение проблемных ситуаций; моделирование и анализ заданных ситуаций.

─ Приёмы обучения: показ или демонстрация действия в сочетании с объяснением (выполняется с привлечением разных дидактических средств); инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; вопросы к детям.

Форма занятий: занятие проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность ООД 25 минут (среда или четверг) с 15. 30 по 16. 00. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика.

Цикл занятий предназначен для детей 5 — 6 лет, записанных в кружок по желанию детей. Занятия носят обучающий и развивающий характер, для поддержания интереса у детей используется игровая мотивация.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 13 (134) выйдет
12 апреля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год