Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
Познание
Автор: Бобровская Светлана Алексеевна   
13.02.2020 15:30

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-RРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R

Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками» утверждают педагоги-практики.

Актуальность

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать исследовательскую технологию. Её, я рассматриваю как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующей природе ребёнка и современным задачам развития в контексте ФГОС.

 

Исследовательская технология это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.

Значимость данной технологии для педагога обусловлена прежде всего необходимостью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы осуществления и способность корректировать данный процесс.

Технология исследовательской деятельности способствует:

Творческому развитию личности дошкольника;

Расширению кругозора и развитию речи ребенка;

Формированию у дошкольников наиболее полных представлений об окружающем мире;

реализации воспитательной деятельности;

ЦЕЛЬ:

Активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, таким образом, передать ребёнку инициативу в организации своей познавательной активности.

Создать условия необходимые для индивидуального развития детей и поддержания познавательной активности.

Задачи:

  1. Способствовать формированию познавательного интереса дошкольников через оснащение центра активности «Юный исследователь».
  2. Развитие компетентности всех участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов).
  3. Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей.

Ожидаемые результаты

В отношении дошкольников:

  • * расширить кругозор дошкольников
  • самостоятельно видеть и выделять проблему, ставить цели и задачи по её осуществлению;
  • творчески отбирать средства по реализации самостоятельной деятельности;
  • грамотно осуществлять поиск информации, обрабатывать его и представлять материал;
  • проявлять активность, инициативу и уверенность в своих силах;
  • умение использовать в жизни накопленный опыт.

В отношении родителей:

  • повышение компетентности родителей

- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

связь теории с практикой;

развивающий характер воспитания и обучения;

индивидуализация и гуманизация образования;

природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;

целостность и системность обучающего процесса;

доступность материалов: возможность самостоятельного использования

взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

«Качество образования» с точки зрения шкал ECERS-R практика ориентированная на идею зарождающейся грамотности где ДЕТИ

¨ Создают, а не дублируют

¨ Двигаются, а не ждут

¨ Решают проблемы, а не просят педагога их решить

¨ Говорят, а не пассивно слушают

¨ Действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти

¨ Делают выбор, а не повинуются

¨ Пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях

¨ Создают искусство, а не воспроизводят образцы

¨ Решают, а не пассивно соглашаются

¨ Ценят процесс, а не только результат

¨ Задают вопросы, а не просто слушают

¨ Выводят ответ, а не получают его от взрослого

¨ Учатся важным умениям, а не абстрактным концептам»

Среда здесь выступает как «третий педагог» создаёт предпосылки экспериментировать — открывать видимый мир.

Предметно- развивающую среду в группе я создавала учитывая критерии шкал ECERS-R.

Уголки познавательного развития ребёнка, где маркировка оборудования применяется для старшего дошкольного возраста, пиктограммы для младшего.

Дидактическое обеспечение группы: Подбор картотек, дидактического материала, картотек, коллекций, мини- музеев и т.д.

Изготовление нормативно-знакового и образно-символического материала.

Так же на протяжении трёх лет работы над данной темой я осуществляла подбор методической литературы, обучение на различных семинарах, вебинарах, КМО, ПГ, курсах повышения квалификации по теме «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста строятся по трем уровням реализации “исследовательского обучения” (по А.И. Савенкову):

- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

- педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, (на этом уровне допускается коллективный поиск).

- постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально. Проводится в виде игры, как организованная образовательная деятельность и во время прогулки под наблюдением воспитателя.

Результаты технологии: обобщая материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование – это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса, к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование очень тесно связано с развитием речи, наблюдением и трудом. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Совместно с детьми мы принимали участие в различных конкурсах, таких как ЧИП, Снейл – чемпионат дошкольников по окружающему миру, Рассударики «Волшебные свойства воды», проходили экспресс тестирования: «Живая, не живая природа», «Животные Севера и Жарких стран» и др.

Во время работы по данной теме я получала высшее образование по направлению психология, тема моей выпускной квалификационной работы:

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Объект исследования: познавательные процессы детей.

Предмет исследования: развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через детское экспериментирование.

Гипотеза: систематическое и последовательное использование экспериментальной деятельности способствует развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Исследовать познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.

Проследить развитие познавательных процессов через детское экспериментирование.

Экспериментальное исследование было проведено на базе МДОУ детского сада "Берёзка", посёлка Рудногорск с целью – изучения влияния детского экспериментирования на развитие познавательных процессов у детей старшего возраста. Исследование проходило с 1.09. 2018 года по 1.04. 2019 года. В эксперименте участвовало – 36 детей МДОУ детского сада "Берёзка" посёлка Рудногорск 1 и 2-й подготовительных групп.

На основании полученных результатов диагностики можно утверждать, что систематическое и последовательное использование экспериментальной деятельности способствует развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Как упоминалось выше организация плодотворной работы по экспериментированию, как и другим видам детской деятельности не возможна без участия родителей и общества. Работа с родителями ведётся мной согласно перспективного плана по самообразованию в разных формах: консультации «Роль опытов и экспериментов в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста», памятки «Растим любознательных», картотеки «Познавательные игры дома для дошкольников» и др., участие в проектах группы «Огород наш подрастает, ну а мусор убывает», творческих мастерских по изготовлению оборудования для проведения опытов и экспериментов, участие в образовательной деятельности, экскурсиях, прогулках вместе с детьми и конечно же в оснащении ПРС.

У нас налажено тесное сотрудничество с СОШ. Ребята оказывают шефскую помощь и с удовольствием рисуют нам пособия и плакаты в уголок экспериментирования, принося т в дар энциклопедии, участвуют в свободной деятельности детей.

В аптеках и магазинах нам тоже помогают оформить и пополнить нашу ПРС (палочки от мороженого, бутылочки, пипетки, коробки и др.

В завершении некоторые свои наработки по теме: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R, я представляла на базе нашего ДОУ, а так же в районе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год