Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность: «История пряника. Откуда он к нам пришёл!»
Познание
Автор: Чиридник Марина Александровна Тучина Ольга Алексеевна   
17.01.2020 16:31

Проектная деятельность: «История пряника. Откуда он к нам пришёл!»Проектная деятельность: «История пряника. Откуда он к нам пришёл!»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №236 им. Героя Советского Союза Г.И. Щедрина

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Секция: естественно –научная.

Выполнили воспитанницы подготовительной группы: Рычагова Вера, Никитина Ульяна, Сёмина Арина.

Воспитатели: Тучина Ольга Алексеевна Чиридник Марина Александровна Москва, 2019 г.

Технологическая карта проекта

 

Скачать конспект

Название проекта «История пряника. Откуда он к нам пришёл!»

Тип Познавательно -исследовательский

Вид Коллективный

Основное развитие Познавательное развитие

Срок реализации Краткосрочный

Участник Воспитанники: Рычагова Вера 6лет, Никитина Ульяна 6 лет, Сёмина Арина 6 лет.

Организаторы: Воспитатели: Тучина Ольга Алексеевна

Чиридник Марина Александровна

Целевая группа: Воспитанники группы, педагоги, родители.

Основание для разработки проекта Дети имеют первоначальное представление о прянике, его происхождение, виды пряников.

Проблема «Почему пряник называют пряным?»

Цель Приобщить детей к традиционной культуре, познакомить с пряничным делом, воспитывать бережное отношение к хлебобулочным изделиям.

Задачи

  1. Изучить литературу об истории возникновения росписи пряников;
  2. Проинформировать родителей о цели, задачах и ожидаемых результатах по реализации проекта;
  3. Создать условия, которые помогут реализовать все запланированные мероприятия, ответить на детские вопросы:
  • Посещение «Музей –Пряника»;
  • Какие бывают пряники? (познакомить с различными видами пряников: печатные, вырезные, лепные);
  • Когда появились пряники

(познакомить детей с историей возникновения пряничного дела на Руси;

  • Как делают пряники?

(упражнять изготавливать и расписывать пряники);

  • Кто придумал пряники в форме «человечка»? (познакомить, что пряничный человечек –герой американской версии сказки про колобка).

4. Упражнять детей умениям: ставить цель; участвовать в планировании по достижении цели; выбирать средства для достижения цели, делать выбор, принимать решения:

  • Подобрать нужное оборудование и материалы для выполнения работы;
  • Научиться расписывать пряники;
  • Выполнить работу.

5. Реализовать запланированные мероприятия, дать детям возможность узнать ответы на интересующие их вопросы. В рамках этих мероприятий упражнять оценивать и корректировать свои действия.

6. Развивать познавательный интерес, творческие способности, умение излагать мысли.

7. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому.

Ожидаемые результаты

  • Дети имеют представление в приготовлении пряника;
  • Владеют информацией о происхождения пряника, его историей;
  • Могут рассказать о видах пряника;
  • Знают традиции, песни, сказки, частушки;
  • Стремятся в выполнению оригинальных творческих работ;
  • Проявляют устойчивый интерес к росписи пряника;
  • Родители активно участвуют в реализации проекта о пряниках.

Актуальность темы обусловлена: познавательным интересом детей к истории русского пряника. Каждый ребенок должен знать свою национальную культуру. Поэтому мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Поэтому мы и обратились к истокам русской народной культуры, т.е. познакомить детей с традициями, обычаями и кухней русского народа. Почему именно знакомство с пряниками? Русский пряник –это общенациональное, самобытное лакомство, которое начали использовать на Руси, как угощение к чаепитию. Познакомить детей с профессии пряничника. Вызвать желанием детей включиться в процесс изготовления пряников.

Гипотеза исследования: пряники пользуются большой популярностью в наши дни, их любят не только дети, но и взрослые. Как появились пряники? Как делают пряничное «тесто», какие изделия можно из него приготовить? Что собой представляют пряники и как их делают? Как переплетается история и современность в культурных традициях и ремёслах России?

Аналитический отчет по проектной деятельности.

Исследовательская работа: Никитина Ульяна (6 лет), Рычагова Вера (6 лет), Сёмина Арина (6 лет).

Руководители исследования: Чиридник Марина Александровна, Тучина Ольга Алексеевна.

Название исследовательской работы: «История пряника. Откуда он к нам пришёл?».

План исследования:

  1. Когда появились пряники?
  2. Какие бывают пряники?
  3. Как делают пряники?

ВСЕ: Меня зовут Сёмина Арина, меня Рычагова Вера, меня Никитина Ульяна и нам 6 лет. Наш проект называется «История пряника. Откуда он к нам пришёл?».

Арина: В нашей группе было занятие, посвящённое «Хлебу и уважительное отношение к нему». Нас познакомили с разными видами хлеба, булочек и с пряниками. И оказывается, что очень много видов пряников. Нас это очень заинтересовало: «Откуда к нам пришёл пряник и его история». Мы стали интересоваться у наших воспитателей более подробно.

Ульяна: Нам Марина Александровна и Ольга Алексеевна рассказали, что: слово «Пряник происходит от слова «пряный», которое в свою очередь, образовано от слова «перец», обозначавшего пряности, приправы. В старину в пряники клали имбирь, душистый перец, гвоздику и корицу. На Руси первое упоминание о прянике приходиться на IX века, но речь шла не совсем о прянике, речь шла о «медовом хлебе» -они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, приведенные из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам. Но для более подробной информации, мы с нашими воспитателями посетили «Музей –пряника», который находиться в Москве.

Вера: В музее нам рассказали, что 17 -19 веках пряничное дело было распространенным народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по известным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколения. Мастера, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками (отсюда и произошла известная фамилия Прянишников).

Вера: В России существовало 3 вида пряников.

Это:

  • лепной пряник: их лепят из теста, так же как игрушки из глины;
  • печатный пряник: их делают с помощью пряничной доски – «пряницы» или с помощью пряничной скалки;
  • силуэтный пряник: (вырубной или вырезной) пряник, в его изготовления используется картонный шаблон или пласмасовые формы, с помощью которых из раскатанного теста вырезают силуэт будущего пряника.

Арина: Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин, для праздничных обедов, для раздачи нищим, в подарок невесте. Пряникам приписывали лечебные свойства, поэтому пряники, готовили и украшали для больных, а на обратной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела-хранителя.

Например: А – «Анна»; П – «Павел»; Б – «Борис» и так далее.

Для детей пекли специальные пряники-куклы с изображением птиц, рыб. Были пряники с изображением букв и служили вкусной азбукой.

Интересна символика пряников: Пряник-сердце – символ расположения, любви; Круг – это солнце, символ жизни; Елочка – символ здоровья; Барашек – символ благополучия.

Пряник на Руси был любимым лакомством.

Ульяна: Самые замечательные и знаменитые –это силуэтные пряники под названием «козули». Выпекали и выпекают до сих пор в городе Архангельске. «Козули» – это название условное, чаще всего северные пряники изображали коня или оленя, ведь олень всегда был у разных народов символом Солнца, оберегом от зла. Название «козуля» произошло не от слова «коза», а от слова «завиток» или «змейка». Приготовление таких пряников считалось, что такая фигурка защищает дом от злых духов, а если возмёшь такой пряник на охоту, значит будет удачная охота. Потому их не кушали сразу и не выкидывали, а хранили долгое время.

Также пряникам сочиняли стихи, придумывали загадки, но более всего пряник проник в поговорки и пословицы.

Например:



Ульяна: Без работы пряников не купишь.



Вера: И пряником не заманишь.



Арина: Хлеба не станет –будем пряники есть.

Ульяна: А так же стихи:



С давних лет на Руси

Прянички любили

Их наши дедушки любя

Бабушкам дарили.

Вера:



Если ты кого обидел

И хочешь помириться

Предложи ему в знак дружбы

Пряником угоститься.

Если хочешь сладко жить

И остаться статным

Надо чай зелёный пить

С пряничком печатным!

Арина:



Пряники печатные,

До того приятные.

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим!

Арина: Проходят года, но русские пряники, как и раньше остаются замечательным подарком, поздравлением, игрушкой, сувениром.

Русский пряник живёт и в наше время.

В настоящее время мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, художественным промыслам, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Русский пряник живет и в наше время.

Вера: Проведя небольшое исследование, мы пришли к следующим результатам:

  1. Мы познакомились с историей возникновения пряников;
  2. Откуда и когда появились пряники;
  3. Какие виды пряников существуют.

Ульяна: Теперь практическая часть:

Для этого мы возьмём:

  • 100 гр. сахара
  • 165 гр. мёда
  • 1ч. л. имбирь, сушёный молотый
  • 1ч. л. гвоздики молотой
  • 1ч. л. перец душистый молотый
  • 2 яичных желтка
  • 125 гр. сливочного масла
  • 2 ч.л. соды
  • 2-3 стакана муки

Приготовление:

Кладем в кастрюлю сахар, мёд, специи. На медленном огне доводим до кипения, сахар должен раствориться. После закипания кастрюлю снимаем с огня и кладём сразу 2 ч.л. соды и быстро перемешиваем, смесь поднимется. Когда смесь поднимется, добавляем туда сливочное масло. Мешаем деревянной лопаткой. Далее добавляем в тесто 1 стакан муки и добавляем желтки, мешаем. затем высыпаем остальную муку и вымешиваем тесто до тех пор, пока оно не перестанет липнуть к рука. Тесто заворачиваем в плёнку пищевую и убираем в холодильник на 1-2 суток. В холодильнике такое тесто может храниться долго, до несколько месяцев. Выпекаем при температуре 175 -180 градусов, в течение 10-13 минут.

А потом мы их украшаем глазурью. Вот посмотрите какие у нас получились необыкновенные, красивые пряники!

ВЫВОД:

Самой трудной и сложной была практическая часть. Нужно было точно соблюдать технологию изготовления теста, сделать всё правильно и самое главное, с душой и любовью.

Нам помогали делать и выпекать пряники воспитатели Марина Александровна, Ольга Алексеевна и наши мамы. И мы хотели бы вас сейчас угостить нашими пряниками!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год