Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Как в старину картофель выращивали»
Познание
Автор: Никитина Надежда Ивановна   
09.12.2019 17:00

Статья «Как в старину картофель выращивали»Статья «Как в старину картофель выращивали»

(отчет об экспериментально – исследовательской работе)

Автор: Никитина Надежда Ивановна, Воспитатель № 236 детского сада, Омск

Идею подобного эксперимента навеял совместный просмотр с воспитанниками фильмов и видеоуроков о Великой Отечественной войне, где нередко звучали фразы о тяжелом времени, жутком голодании и вынужденном поиске способов выживания как у тех, кто был далек от военных действий, так и тех, кто находился в самом пекле. Нередко в романах по освоению Сибири авторы сообщали о том, как приходилось выживать людям в условиях полной нищеты и разрухи, и теперь сложно представить, что так часто покупаемая нами картошка размером с кулак, а то и больше могла только снится поселенцам, а то и вовсе казаться фантастической.

 

Скачать конспект

По воспоминания о рассказах стариков, соединенных с информацией из книг представлялось, как хозяюшки бережно относились к очисткам (шкуркам) картошки, как хранили проросшие ростки, и как отбирали семенную и крупную. Понятия «мелкой», что шла на корм хозяйскому подворью, в бедных семьях не было: даже крошечные клубни шли в расход для многочисленного семейства.

Заговорив о том, не ожидали такого отклика у детей. Заинтересованные, дети не поверили, что из шкурки картофелины возможно получить полноценную картофелину, и даже не одну, а несколько.

- Такого не может быть! – уверенно сказал Леша Завальный, часто бывающий в деревне в летние каникулы и знающий на деле, как следует садить картошку. – Из шкурок ничего не вырастет.

- Да, — поддержал Чикунов Саша, — скажите еще, что все овощи можно шкурками садить… Вот огурцы же не садят шкурками… И помидоры…

На дворе стояло начало мая…

Итак, возникла цель экспериментально проверить возможность выращивания картофеля разными способами в одинаковых условиях с целью выявления наиболее эффективного метода для получения большего урожая.

Задачи эксперимента заключались в следующем:

  1. Следовало организовать детей на сбор материала для посадки и начать сбор
  2. Провести разделение между материалом по классификации: очистки, очистки с проростками, проростки, картошка с проростками, картошка без проростков.
  3. Выполнить посадку по секторам, следить за процессом роста картофеля, осуществление прополки, поливки и окучивания культуры.
  4. Наблюдение за ростом, отсутствием вредителей и паразитов на всходах и кустах, цветением.
  5. Организация сбора урожая, выкапывание кустов.
  6. Фотосессия с урожаем.

Возможность посадить картошку на участке, многие годы блиставшем цветами и радовавших глаз, дети встретили, к удивлению, горячо и с энтузиазмом. Оставалось дело за малым: принести шкурки от картошки, проростки, шкурки с проростками, клубни с проростками и клубни без проростков. Неделю дети собирали добро, поторапливали остальных ребят, желавших принять участие в эксперименте, и для важности дела несли новый «материал» на случай, если принесенное подсохнет и станет непригодным к посадке.

Грядку было решено поделить на пять секторов: А — сектор для посадки очисток, Б- сектор для шкурок с проростками, В -сектор для проростков, Г -сектор для картофелин с проростками и Д -сектор для картофелин без проростков. Во избежание путаницы дети сделали отметины на огороженных баночках из-под молочной продукции, которыми был украшена грядка.

Около двух недель потребовалось нетерпеливым наблюдателям для повода к радости: первыми показались из лунок отростки, посеянные на секторе Г, чуть позже Б и В, и только спустя 2 недели появились ростки из лунок на секторе Д, и через 5 недель – на секторе А. Грядка тщательно осматривалась и охранялась каждый день, особо старательных садоводы не отходили от них, предпочитая играть рядом, и наблюдать это было очень занятно. У парней, принимавших основное участие в посадке, было болезненное отношение к тем, кто допускал перебежку через грядку или даже сбивание ограды, состоящей из бутылочек.

Дети охотно принимали участие в поливке, в прополке грядок, окучивании, и спустя несколько недель наблюдения и выполнения подобных работ напоминания воспитателя не требовались, — истинные хозяева выполняли все самостоятельно, и наблюдать подобную заботу было очень трогательно. И как гордились и негодовали дети, когда, придя с выходных, на одном из кустов обнаружили поселившегося колорадского жука, что посмел покуситься на их труд!

В конце июля дети отметили появление цветения, которое завершилось оформлением цветков в ягоды, которые многие годы люди петровских времен, принимая за истинную картошку, ели и травились.

Засыхание кустов сообщило о необходимости сбора урожая, каждый участник выбрал себе куст, который и выкапывал (во избежание разрезания корнеплодов была оказана помощь воспитателя, объяснено необходимость отступа от куста и причины такой предусмотрительности), радуясь многочисленным картофелинкам, пусть и небольшого размера.

В итоге, в результате эксперимента были сделаны следующие выводы и наблюдения:

  1. Из 30 лунок взошли только 22 посадок, из них все из сектора Б и В, 3 из Г, остальные из сектора А. Из сектора Д взошел только один куст, но данное обстоятельство предположительно связано с близким нахождением много лет растущего дерева и крайне твердой и глинистой почвы.
  2. Больший урожай был отмечен в секторе, где были посажены картофелины с проростками, менее в секторе с посаженными шкурками с проростками и меньший – в секторе с проростками, и по численности, и по размерам.
  3. Наличие охраны в лице детей, принимавших участие, делало всходы благоприятными. К сожалению, пришедшие на время закрытия других детского сада дети не считали нужным обходить границы огородной грядки, в результате чего было уничтожено 6 кустов, корнеплоды не сумели набрать силы и были выкопаны с остальными в числе 1-2 горошины с размером от бусины до «перепелиное яйцо». Остальные кусты были изрядно поломаны и потоптаны.
  4. Ребята, принимавшие участие в эксперименте, ни разу не наступили на грядку, бережно относились к картофельным кустам и до финала поддержали грядку в чистоте и порядке.
  5. Общий урожай картофеля из выкопанных кустов составил около полутора килограмм.

Эксперимент удался, дети лично убедились не только в том, что картофель можно выращивать разными способами, но и в важности условий выращивания: на участке, где находилась глинняно – земляная почва вкупе с расположенным рядом деревом вошел только один куст, давший скудный урожай. Для себя дети также вынесли важный урок: то, что сделано своими руками хочется оберегать и сохранять.

Данный эксперимент позволил по- другому взглянуть на детей, которые раскрылись за время опыта с другой стороны. Приятно осознавать, что эксперименты подобного характера дают возможность научиться ценить не только свой, но и чужой труд, сплотить коллектив, привить интерес к окружающему миру и развить любопытство, дающее в перспективе благоприятное будущее подрастающему поколению.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год