Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экспериментальная деятельность в ДОУ.
Познание
Автор: Шихова Альфира Фаридовна   
18.07.2015 12:16

Экспериментальная деятельность в ДОУ.Экспериментальная деятельность в ДОУ.

Большое значение для развития личности дошкольника имеет формирование представления о взаимосвязи природы и человека. Особую роль здесь играет поисково-познавательная деятельность детей. Правильно организованная исследовательская деятельность развивает логическое мышление, обогащает словарь.

Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением.

Из утверждений Поддъякова следует, что развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника.

Истоки познавательной-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир?

 Скачать конспект

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой — начинает овладевать основополагающими культурными формами познания — средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, и синтеза, сравнения и квалификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, ознакомление ребёнка с новыми фактами, накопление фонда умственных приёмов и операции, которые рассматриваются как умственные умения. Положительно влияет эксперимент на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей. На формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Важно вызвать интерес у ребёнка к природе. Не следует загружать детей обилием информации. Важно, чтобы малыш всё увидел сам, сам потрогал и составил свои впечатления. Малыш познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая все новые открытия.

Дети — это пытливые исследователи мира с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Моя задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.

Опыты помогают детям развивать мышление, логику, творчество, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго

Экспериментирование прослеживается во всех видах деятельности ребёнка: в игровой деятельности, в развитии элементарных математических представлений, в развитии речи, на прогулке, во время приёма пищи.

В своей работе я опираюсь на типовую обновленную программу «Воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой. Дополнительно я использую следующие методики и технологии: «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» под редакцией Ивановой А.И., «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Прохоровой Л.Н., «Детское экспериментирование» Куликовской И.Э.

На занятиях мы с ребятами исследуем свойства песка, глины, камней: экспериментируем с водой (меняем цвет, замораживаем, нагреваем, фильтруем). Экспериментирование всегда сопровождается у детей разнообразными эмоциональными проявлениями: смехом, удивлением, радостью иногда огорчением.

В основном экспериментальной деятельностью мы занимаемся во второй половине дня.

Обобщая опыт по экспериментированию, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса и целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

А.И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. -М.: ТЦ Сфера 2003.

Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

Л.Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. -М.: АРТИ, 2003.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год