Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
НОД по познавательному развитию «Едем в Чебоксары»
Познание
Автор: Захарова Наталья Евгеньевна   
28.03.2019 09:57

НОД по познавательному развитию «Едем в Чебоксары»НОД по познавательному развитию «Едем в Чебоксары»

( «Ознакомление с социальным миром») с использованием ИКТ из цикла «Республики Среднего Поволжья. Чувашская республика (Чувашия).

Цель: продолжить формировать элементарные представления о республиках Среднего Поволжья и народах, их населяющих.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с легендой о возникновении города, некоторыми аспектами его истории и культурными достопримечательностями
  • продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов Среднего Поволжья
  • продолжать обучать умению сравнивать по аналогии, высказывать свои суждения, делать умозаключения

Развивающие:

  • развивать память (зрительную, слуховую), произвольное внимание, навыки учебной деятельности, познавательный интерес
  • совершенствовать умение детей, как пользователей ИКТ

Скачать конспект

Воспитательные:

  • воспитывать в детях уважение и терпимость друг к другу, к обычаям и традициям людей разного этнического происхождения.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с административной картой России ( «космонавты нам прислали фото России»)
  2. Река Волга (Идель, Агидель): Верхневолжье, Среднее и Нижнее Поволжье. Республики Среднего Поволжья.
  3. Исток Волги: рассматривание иллюстраций по теме (Википедия).
  4. Волжская Булгария – родина народов Среднего Поволжья. Легенда о хане Кубрате. Рассматривание иллюстраций о его сыновьях, археологических раскопок.
  5. Легенды Великой реки: легенды об образовании Казани, Чебоксар.
  6. Знакомство с Чувашской республикой:
  • преданья старины глубокой

-народные промыслы, быт, народный костюм.

7. Народные праздники: Сабантуй- Акатуй; Науруз-Уяв.

8. Чувашия – «край ста тысяч узоров» (чувашская вышивка).

9. Чтение татарских и чувашских сказок.

10. Чебоксары –столица Чувашии.

11. Изобразительная и игровая деятельность по теме.

Оборудование:

  1. Уголок «Летучий корабль»
  2. Детские компьютеры
  3. Проектор с подбором слайдов по теме конспектов.
  4. Наборы иллюстраций «Чебоксары».

Ход НОД.

Воспитатель: подзывает детей, предлагает встать в круг и произнести «Дружилочку»; (выполнять соответствующие движения):

-Утро доброе, друзья-

Скажем всем и ты, и я.

Оглянитесь-ка вокруг-

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

И пускай улыбка эта

Принесет к нам в гости лето!

(Звучит «Баркаролла. Июль». из цикла «Времена года» П.И. Чайковского).

Вос.: — Лето прекрасное время для путешествий. И мы отправляемся в одно из них на летучем корабле. (Обращает внимание на таблицу маршрута). Куда мы сегодня отправимся? (В Чебоксары)

Прошу занять свои места. (Взрослые и дети надевают летние головные уборы).

-А можно ли доплыть до Чебоксар на обычном теплоходе?

-Почему так думаете? (Город, как и Казань расположен на берегу Волги)

-Ну а мы в один момент оказались в Чебоксарах. (Выводится изображение «Легенда об основании Чебоксар)

-Каждый, кто приезжает сюда, стремиться попасть к чудесному роднику. Вот он. Послушайте, что говорит об этом месте легенда: «… В стародавние времена испытывал старик Шупаш внука своего, водя его трудной тропой много дней без отдыха. В странствиях набрели они на родник с хрустальной водой, что жажду утоляла и сил прибавляла. Полюбовались они красотой места дивного и остались там жить. И вырос вокруг город. А в Чебоксарах до сих пор бьет родник, и рядом с ним фигурка старика установлена».

-Как звали старика? (Шупаш)

-Послушайте как звучит название города на чувашском языке: «Шупашкар», что означает «крепость Шупаша».

-Посмотрите, вот как выглядел город в давние времена.

(Слайд-шоу «старые Чебоксары в рисунках и фотографиях»):

-Расположился город на берегу Волги, на семи холмах, как наша Казань. Корабли стоят на пристани, Кремль – крепость, старинные дома и храмы –очень похожи на старинные изображения нашего города.

Вывод: города Среднего Поволжья похожи друг на друга.

С того времени г. Чебоксары преобразился. Всю его красоту сразу не увидеть -нужно побывать здесь много раз.

Прошу вас посетить выставку, посвященную г. Чебоксары. (дети перемещаются к уголку «выставке»).

- При въезде в любой город мы видим его герб. Расскажите, что видите на этом гербе Чебоксар.

(Дети рассказывают, восп. поясняет значение: похож на щит. 5 серебряных уточек летящих «конвертом» — стремление к свободе и достижению поставленных целей. Наверху – чувашская вышивка. Она изображает серебряные дубы-любимые деревья чувашей, символизирующие вечность, силу и крепость. В середине – волнистая линия-река. Как она называется? Волга -по русски, по –татарски: Идель, а по чувашски: Агидель).

-А это –старинный герб города. Что-то здесь знакомое нам- казанцам? (Изображение сказочного змея –как на гербе Казани)

(слайды)

- А теперь мы на набережной р.Волги. Это место называется «Залив с фонтанами». У вас восхищенные глаза и вы улыбаетесь. Почему? Что вам понравилось?

(дополнять высказывание детей по изображенному).

-Да, чебоксарцы бережно сохраняют свои дома, храмы, монастыри, создают заповедные зоны. Вот здесь, на гранитных плитах написано «Чебоксары- наш любимый город». Вдалеке виднеется высокий памятник- фигура женщины с разведенными в стороны руками. Посмотрим на него поближе. (Слайд).

-Что вы чувствуете, глядя на эту женщину? (Она добрая, хочет нас обнять, наверное, приглашает нас в гости).

-Как можно назвать этот памятник? (выслушивает мнение детей).

-Памятник называется «Мать – покровительница» и посвящен всем мамам и вашим тоже: добрым, заботливым и самым любимым.

-В этом городе есть еще один добрый памятник (слайд). Здесь несколько молодых женщин. Что можно рассказать о них? (Они по –разному одеты, очень красивые, все вместе держат на руках цветок с большими лепесками).

- Лепестки — это разные народы. И женщины хотят, чтобы все народы объединились и жили дружно. Памятник называется «Единение народов».

- В нашей группе тоже дети разных народов: Равиль -из Азербайджана, Мустафа –из Таджикистана, Ева -из Армении, Раяз –татарин, Арина –русская… Мы тоже можем показать дружбу народов, похожую на этот памятник. (дети становятся в плотный круг –спиной и поднимают руки вверх — восп. фотографирует).

-Теперь у нас будет фото «Наша дружба».

(слайд)

-Необычный памятник. Чтобы вы рассказали о нем? (Очень большой красивый камень. А эти знаки похожи на чувашскую вышивку).

- Дейс твительно, красивый камень весом в семь тонн, вырублен из гранитной горы в Карелии и привезен сюда. На нем выбиты 53 символа чувашского узора. Они из латуни, поэтому блестят на солнце, как золотые. Под каждым знаком написано, что они означают на 2-х языках: русском и чувашском. (Несколько слайдов: воспитатель зачитывает, что отображают эти знаки).

Памятник называется «Символ мудрости» и посвящен он создателю чувашской письменности Ивану Яковлеву. (слайд)

-Чувашию называют краем «тысячи стежков» — столько нужно сделать, чтобы вышивка получилась красивой и на этих чудесных работах можно увидеть силуэты символов с камня –памятника.) слайд-шоу «чувашская вышивка»).

-Сегодня мы увидели в Чебоксарах уголки дружбы и красоты. А сколько здесь еще интересного! Это мы посмотрим в другой раз.

-Отдохнуть всем нам пора –

начинается игра!

(чувашская подвижная игра «Сирелер»! — «Расходитесь».)

Дети переходят к компьютерам.

Дидактическое упражнение «Не ошибись»: на экране гербы городов Казани и Чебоксар. Дети распределяют предложенные изображение под гербы соответствующего города.

- Молодцы! Все выполнено верно. Народная мудрость гласит: «Нет у народа будущего, если он не помнит своего прошлого». Поэтому вы и знакомитесь с прошлым разных народов, живущих в Среднем Поволжье.

-Узнайте и назовите места в г.Чебоксары, где мы побывали сегодня.

(Дети среди предложенных изображений узнают и называют места где были сегодня).

-Нам пора возвращаться домой, занимайте свои места на «летучем корабле», закрываем все глаза, (звучит музыка Чайковского «Июль»).

- Вот мы и вернулись домой. А вот этот альбом с видами Чебоксар будет напоминать нам об этом чудесном путешествии.

Литература

  1. Народы России. Москва. «Росмэн 2015г.
  2. Города России. Москва. Росмэн 2015г.
  3. Праздники народов России. Энциклопедия Москва. «Росмэн» 2002
  4. «Легенды великой реки» Календарь 2005г. Акбарс Банк.
  5. «Чуваши» «Росмэн» 2000г.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год