Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Экспериментальная деятельность в ДОУ
Познание
Автор: Безызвестных Наталья Владимировна   
21.02.2019 05:22

Экспериментальная деятельность в ДОУЭкспериментальная деятельность в ДОУ

Автор:

Безызвестных Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «ДС «Ромашка» Республика Хакасия, рп. Усть-Абакан

Самое важное и непростое при работе с детьми дошкольного возраста – завладеть вниманием воспитанников, удержать его в течение определённого времени. Всем известно, что только заинтересованный ребёнок — дошкольник может воспринимать любую информацию, усваивать любой материал. Для этого необходимо замотивировать ребенка, создать условия для его деятельности. Ребёнок дошкольник — это маленький исследователь: ему всё интересно потрогать, понюхать, обследовать предмет с разных сторон, сравнить с другими; вопросы «Почему?», «Зачем?» — постоянные его спутники. Именно такие качества как любознательность, любопытство и необходимо использовать для формирования и развития внимания, которое базируется на интересе ребёнка к окружающему миру.

 

Экспериментальная деятельность позволяет легко решать задачи из всех образовательных областей, увлекать детей в любом возрасте, даёт возможность отталкиваться от интересов и запросов детей, а, следовательно, организация образовательных ситуаций происходит с учётом интересов и потребностей детей.

Именно в данной деятельности наряду с информационно-познавательными методами огромная роль отводится деятельностным методам обучения и саморефлексии. Это способствует росту творческого потенциала дошкольников, познавательных мотивов, обогащению форм учебного сотрудничества и расширению зоны ближайшего развития. Кроме того, деятельностный подход ориентирует на способы усвоения знаний дошкольниками, на образцы и способы мышления, на развитие познавательных сил, предусматривает развитие умений воспитанников ставить цель, решать задачи, отвечать за результат, предполагает свободу действиям, возможность выбора, формирование у детей ответственности за последствия своих действий и поступков.

Рефлективность достигается благодаря тому, что ребёнок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому, а также – постановке вопросов проблемного характера, типа: «Что позволило помочь нашему гостю?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Какое задание было самым трудным? Почему?», «Для чего это вам пригодится в жизни?».

Для реализации всего этого на практике необходимо создать рабочий, и в то же время эмоциональный настрой воспитанников для новых открытий. С этой целью у нас в группе, не без помощи родителей была сшита форма «учёных», создана научная лаборатория, куда вошли различные измерительные приборы, природный (семена, шишки, кора, листья, камни и т.д.), бросовый материал (пластиковые стаканчики, бутылочки, крышечки и многое другое. Выстроена структура совместной образовательной деятельности: в начале недели дети озвучивают темы будущих исследований посредством беседы «Мне интересно узнать…». Так формулируются темы и задачи экспериментов на ближайшее время, которые реализуются в процессе совместной образовательной деятельности. Такая совместная работа непременно начинается с создания проблемной ситуации, постановки проблемного вопроса, например: «Может ли вода менять форму? Цвет?» или «Можно ли выйти сухим из воды?» и другие. После чего озвучиваются гипотезы детей, которые принимались без обсуждения (на этом этапе было важно, чтобы ребёнок смог озвучить своё мнение, опираясь на собственный опыт). Затем уже начинается непосредственно экспериментальная деятельность, в ходе которой дошкольники и получают ответы на поставленные проблемные вопросы, в финале звучат умозаключения, выводы, которые базируются на новом, уже вновь приобретённом опыте. В старшем дошкольном возрасте полученные знания детей находят отражение в схемах, условных обозначениях. Таким образом, созданы схемы-таблицы: «Свойства воды», «Свойства воздуха». Опираясь на них, старшие дошкольники могут рассказать о свойствах воды, воздуха. В процессе экспериментальной деятельности, направленной на изучение свойств и назначения различных тканей создана картотека тканей (образцы нам помогали подбирать родители), благодаря которой ткани классифицированы по основным признакам: «натуральные – искусственные», «воздухопроницаемые (гигроскопические) – водонепроницаемые». Таким образом, дети могут обосновать выбор ткани для пошива той или иной одежды, а также сезона, когда можно её использовать.

Развитию внимания дошкольников, а также наблюдательности и бережному отношению к природе способствует раздел: «Огород на окне». Сначала младшие дошкольники с интересом наблюдают за процессом посева, рыхления, полива семян, затем, став старше, сами начинают принимать непосредственное участие в уходе за рассадой: сажать семена, поливать, рыхлить почву. Примечательно, что каждый год «Огород на окне» имеет свою тематику, сюжет, например: «Космическое путешествие», «Юные матросы» с соответствующей атрибутикой, оформлением. Обязательно ведется дневник наблюдений (у каждого ребёнка свой). Он может называться «бортовым журналом» или «дневником космонавта» в зависимости от темы, куда вносятся все данные наблюдений за посевом, всходом семян. Темы экспериментов данного раздела: «Какое семечко быстрее взойдёт? (например, редиса или моркови) и почему?», «Как сделать так, чтобы огурцы быстрее взошли?»

Родители воспитанников принимают самое активное участие в организации этой работы, проявляют заинтересованность. Поэтому проект «Тайны кипящей кастрюли», который проводился в подготовительной группе, восприняли с энтузиазмом. На круглом столе, где родителям была озвучена тема проекта, его цель и задачи, были предложены темы экспериментальной деятельности в домашних условиях: «Бывает ли лук сладким?», «Почему потолстели макароны?», «Сладкая картошка», «Несовместимость воды и масла», «Почему пельмени плавают?» и другие. Итогом данной совместной работы является фотоотчёт: «Вкусная наука», а также КВН «Кухонные секреты».

В разделе по познавательному развитию исследованы качества песка и глины, как природных материалов, их сходства и различия. Итогом становится изготовление поделок из белой глины, которые хранятся в природном уголке.

Таким образом, благодаря экспериментальной деятельности ребёнок-дошкольник получает разностороннее, гармоничное развитие. Наряду с развитием внимания, наблюдательности, создаются все условия для развития: мышления (ребёнок учится делать умозаключения на основе приобретённого опыта, у него значительно расширяется запас представлений об окружающем мире), речи (дошкольнику необходимо высказать свою точку зрения, аргументировано доказать её), воображения (ребёнку важно научиться представлять итоговый результат исследовательской деятельности). Также получает развитие и мелкая моторика, поскольку ребёнок соприкасается с предметами окружающего мира, исследуя их. Экспериментальная деятельность позволяет задействовать различные анализаторы: тактильный, зрительный, слуховой, обонятельный, благодаря чему ребёнок получает всестороннее развитие.

Немаловажно, что ребёнок учится наблюдать за объектами окружающего мира, сравнивает их, начинает видеть и понимать взаимосвязь живой и неживой природы, осознавать свою долю ответственности за состояние природы; создаются условия для формирования и развития трудолюбия, чувства эмпатии. Дошкольник будет внимательным тогда, когда ему интересно, увлекательно – экспериментальная деятельность позволяет заинтересовать ребёнка любого возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 19 (140) выйдет
24 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год