Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Мастер-класс по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Познание
Автор: Чайка Алевтина Васильевна   
06.11.2018 09:41

Мастер-класс по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников»Мастер-класс по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Автор:

Чайка Алевтина Васильевна МБДОУ детский сад № 51 воспитатель

Задачи:

  1. Продемонстрировать метод эксперимента (в процессе детского экспериментирования).
  2. Показать педагогам, как у детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности формировать простейшие исследовательские умения и навыки.

Материал: столы — 3 шт, карточки с буквами (д;р; у; ж; б; а), контейнер с крупой, сито, магниты, капсула, колба, камни, сахар песок, кувшинки из бумаги, чашка с водой, кубик льда с буквой, воздушный шарик, деревянная расческа, шерсть, лист бумаги с буквой, контейнер с речным песком, буквы пластмассовые, мольберт, Лягушонок-удивлёнок.

 

Почему собаки не любят кошек?", "Почему облака не падают?", "Почему в космосе темно? Сколько ещё разных вопросов задают нам воспитанники?

«Любознайка», «Почемучка» — так можно назвать любого ребенка, ведь все дошкольники, прирождённые исследователи!

ФГОС ставит перед нами важную задачу, чтоб ребёнок вырос не только здоровым но и думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Самым эффективным способом познания окружающего мира является метод эксперимента, в процессе которого у детей формируются простейшие исследовательские умения и навыки. Дети получают возможность самостоятельно исследовать, искать и находить! ответы на интересующие их вопросы.

Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее будет его развитие.

Сегодня я поделюсь опытом организации исследовательской деятельности.

В своей группе я создала центр детского экспериментирования «Любознайка». Здесь живёт сказочный персонаж «Лягушонок-удивленок».

Наш герой приносит ребятам необычные предметы, удивительные истории, вместе с детьми участвует в разных опытах и исследованиях.

Дети с радостью делятся своими знаниями с Лягушонком, помогают ему узнать как можно больше нового и интересного об окружающем мире.

Вместе с Лягушонком создаём перед детьми разные проблемные ситуации. Дети ищут пути решения, выдвигают гипотезы, проверяют опытным путём свои предположения, делают выводы, самостоятельно размышляют, обобщают полученные сведения и открывают для себя что то, новое, в привычном и обыденном.

Детское экспериментирование проходит через все виды организованной образовательной деятельности:

Мы ткань, бумагу изучали и свойства разные узнали. Опытным путём доказали, что объём воды не зависит от формы сосуда, а на рисовании постоянно экспериментируем с цветом. Ухаживая за растениями выяснили какие условия необходимы для их роста.

На прогулке мои юные исследователи решают важные проблемы: «Что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку?», «Как быстро освободить бусинку из ледяного плена?»

Мы узнали, что вода наша спутница всегда. Её мы свойства изучали, даже фильтром очищали!

Обыкновенная лужа на участке – ведь это модель водоема, исследуя который можно изучить почти все свойства воды.

Мы наш кораблик в плаванье отправим, ветерок нам веер создает, а мы еще и электричества добавим, вот сколько знаний опыт нам даёт!

Важно, чтобы каждый ребенок проводил опыты сам, а не был в роли наблюдателя. При этом взрослый не учитель, а равноправный партнер.

Знания которые ребёнок добывает самостоятельно, становятся его достижением на всю жизнь!

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг!

В вечерние часы, создаю такие условия, чтобы у детей возникло желание проводить элементарные опыты самостоятельно (по собственной инициативе).

Сегодня, уважаемые коллеги Лягушонок-удивлёнок нуждается в Вашей помощи. На этом столе спрятано 6 букв. Которые нужно найти используя свои исследовательские умения и навыки. И отгадать очень важное слово. (Дружба)

Для выполнения заданий можно использовать любой предложенный на столе материал.

З а д а н и я

  1. Магнит. Первая буква спрятана в контейнере с крупой. Как вы думаете что нужно сделать для того чтоб её достать? Гипотеза: Просеять? А может с помощью магнита? Предлагаю проверить нашу гипотезу опытным путем. Вывод: Сила магнита притягивает металлические предметы через другие материалы, в данном случае крупу.
  2. Поднять букву в капсуле на поверхность. Следующая буква находится вот в этой капсуле. Подумайте, как мы можем её достать? Что для этого нам потребуется? Гипотеза: опустить туда камни, сахар. Проверка предположения Вывод: чем больше опустить тяжёлых предметов в воду, тем объём воды увеличится и выше будет уровень воды.
  3. Кувшинки.

В середине одной из волшебных кувшинок скрыта нужная нам буква. Как Вы думаете, что нужно сделать для того, чтоб кувшинки раскрылись?

Гипотеза: если опустить кувшинки на воду, лепестки цветов начнут распускаться.

Предлагаю проверить нашу гипотезу опытным путем.

Вывод: это произошло потому, что бумага намокла, стала тяжелее и лепестки цветка раскрылись.

4) Кубик льда. Следующая буква оказалась в ледяном плену, подумайте с помощью чего, мы можем быстро освободить нужную нам букву. Гипотеза: Растопить лед. Вывод: лёд в тёплой воде тает и превращается в воду.

5) Намагничивание предмета. Буква нарисована вот на этом листе. С помощью чего мы можем перевернуть этот лист бумаги? Гипотеза: надуем воздушный шарик. Потрем его о шерсть и перевернём листок с буквой. Деревянная расческа. Вывод: шарик может работать как магнит, если потереть его о шерсть.

6) Просеять песок. Нашу букву закопали глубоко в песок. Гипотеза: песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться. Вывод: между песчинками в сухом песке находится воздух, поэтому его можно легко просеять.

Все буквы освобождены и у нас на мольберте появилось очень важное слово «ДРУЖБА».

Не следует забывать, что зачастую опыты у детей не получаются. Но главное в исследовательской деятельности, чтобы дети увидели свои ошибки, и в следующий раз их исправили т.е. добыли знания самостоятельно.

Надеюсь, что данный мастер – класс способствовал повышению профессионального мастерства педагогов по данной теме.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год