Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ -ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
Познание
Автор: Павлова Ольга Николаевна   
22.09.2021 18:37

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ -ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ -ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

О.Н. Павлова, воспитатель ГБОУ Школа 1387 г. Москва

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования и развития познавательной активности дошкольников на пороге школы. Автор предлагает систему эффективных форм взаимодействия с детьми по экологическому воспитанию старших дошкольников из опыта своей работы.

Ключевые слова: познавательная активность, предпосылки универсальных учебных действий, экологическое воспитание, поисковая деятельность.

В каждой из пяти образовательных областей, определенных в ФГОС дошкольного образования[1], большое внимание уделяется созданию педагогических условий для проявления активности дошкольников, поддержке их любознательности и развития познавательного интереса к окружающему миру (людям, природе, технике, предметам и явлениям социальной действительности).

 

Развитие познавательной активности дошкольника вызвано необходимостью формирования позитивного отношения к самому процессу познания и становления личностной позиции будущего школьника. С целью качественной подготовки ребенка к школьному обучению, важно не наличие конкретных знаний и умений, а наличие предпосылок универсальных учебных действий – ребенок должен уметь понимать и принимать познавательную задачу, ставить цель и осуществлять поиск решения, подбирать необходимые способы и средства, уметь контролировать и оценивать полученный результат.

В трудах известных педагогов и психологов (Давыдов В.В., Лисина М.И., Поддъяков Н.Н., Савенков А.И., и др.) доказано, что познавательная активность в дошкольном возрасте проявляется: в интересе ребенка к разнообразным действиям с предметами в окружающем мире, при взаимодействии с природой, в активной речевой деятельности, в желании делиться полученной информацией со взрослыми, заинтересованностью в совместных играх со сверстниками и др.

Для развития уровня познавательной активности в научно-педагогической литературе рекомендуется применять практико-ориентированные формы обучения (творческие игры, исследовательские проекты и детское экспериментирование). В своей работе с детьми мы опирались на авторскую программу С.Н. Николаевой «Юный эколог» [3] и вели кружковую работу по экологическому воспитанию, которая включала в себя различные мероприятия.

Проводили элементарные опыты по темам: «Осень. Живая и неживая природа», «Свойства живой и неживой природы», «Как и для чего дышит человек», «Речка, реченька, река», «У природы нет плохой погоды», «Путешествие капельки воды», «Цветные льдинки», «Наблюдение за веткой в вазе», «Мусор на нашей планете», «Огород на окне», «Космос».

Читали и обыгрывали экологические сказки: «Мы друзья природы», «Наши помощники органы чувств», «День Земли. Планета Земля в опасности!», «Земля наш общий дом!», «Как человек охраняет природу».

Организовывали экологические игры: «Деревья зимой», «Зима. Где рождается снежинка», «Зимой в лесу», «Столовая для птиц», «Зимующие птицы», «Клуб знатоков леса», «Лес как экологическая система», «Загадки природы», викторина «Мы — друзья природы», «Правила поведения в лесу».

Реализовали образовательный проект «Сказки природы», используя в процессе театрализованной деятельности народные сказки России: «Дети ветра», «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Кот и воробей», «Как собака подружилась с человеком», Результатом проектной деятельности была постановка театрализованного представления совместно с родителями «Праздник майских дождей».

На познавательных занятиях и в совместной деятельности со старшими дошкольниками работа проводилась систематически и планомерно в соответствии с перспективным планированием О.А. Воронкевич[2]. Циклично вели наблюдения за объектами природы «Весенняя мозаика», «Летние сюжеты», «Осенний калейдоскоп», «Чудеса зимы» и т.д. [4].

Наши воспитанники совместно с родителями начали активно принимать участие в соревнованиях и конкурсах. Баженов Виктор и Дыченкова Маргарита стали участниками проектной деятельности школы «Избавление человечества от мусора. Все в наших руках», «Путешествие капельки воды», «Свиньи какие они?».

В результате проведенной работы уровень развития познавательной активности наших воспитанников значительно повысился. Проявлялось это не только в увеличении задаваемых ими вопросов познавательного характера, но и в стремлении самостоятельного поиска ответов на них. Возросла потребность в общении со взрослыми и сверстниками для демонстрации собственных успехов в экспериментальной, исследовательской и творческой деятельности. Порой ситуативное любопытство старших воспитанников, то есть кратковременный интерес стал все чаще приводить к яркому проявлению познавательной активности, а именно, к любознательности, ведущей к возникновению познавательного интереса, а затем, и к удовлетворению потребности ребенка в поисковой деятельности для достижения личностного результата.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2011.
  3. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2010. — 112 с
  4. Рыжова, Н. А. Программа Наш дом – природа: блок занятий Я и природа/ Рыжова Н. А. – М.: ООО КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА, 2005. – 192 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (213) выйдет
17 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год