Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Познание
Автор: Чубрикова Татьяна Николаевна   
08.07.2018 09:22

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Задача современного педагога-развитие творческих способностей детей, формирование у воспитанников навыков саморазвития и самообразования. Поэтому, планируя современный образовательный процесс, педагоги ищут новые, более эффективные технологии обучения. Одной из самой востребованной в последнее время стала познавательно-исследовательская деятельность. У детей дошкольного возраста она является важным этапом при подготовке к обучению в школе. С введением Федерального Государственного Образовательного стандарта познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Для реализации познавательного развития в детском саду используется множество методов и форм работы, одним из которых является экспериментирование.

 

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок самостоятельно исследует объект, раскрывает его суть. Во время опытной работы у воспитанников развивается любознательность, самостоятельность, наблюдательность, целеустремленность, познавательная активность, развивается интеллект и творчество. Именно по этой причине два года назад я активно стала применять детские эксперименты с воспитанниками своей группы.

Цель моей работы — развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире. Цель определила следующие задачи: расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, высказывать свое мнение формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.

На первом году нашей совместной работы дети только знакомились с объектами (вода, почва, воздух, резина и т.д.), учились называть предметы, узнавали их свойства и особенности, позже дошкольники уже приводили взаимосвязи природных и материальных объектов (почему снег тает, от чего лед быстрее тает и т.п.). Во второй год дети уже самостоятельно предлагали гипотезы и с интересом их проверяли, делали выводы (какая вода замерзает быстрее, кто быстрее: я или моя тень?).

Уникальность детских экспериментов в том, что у дошкольников появляется возможность самостоятельно прочувствовать предмет (потрогать, понюхать, лизнуть, попробовать и т.д.), ведь самый ценный опыт тот который прочувствовал сам. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Дети с большим удовольствием принимали участие в экспериментальной деятельности.

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год