Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Истоки русского севера»
Познание
Автор: Петрова Любовь Николаевна   
16.06.2018 19:29

«Истоки русского севера»«Истоки русского севера»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Зоренька»

Составила и провела: воспитатель Петрова Л.Н. Архангельская область, город Котлас 2018 год

Цель:

Закрепить знания детей о мезенской росписи, способствуя освоению специфики северного прикладного искусства.

Задачи:

  • совершенствовать умение рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти
  • закреплять умение детей слушать музыку, связывать иллюстрации с содержанием музыкального произведения, понимать идею произведения.
  • обеспечить понимание детьми основных элементов в мезенской росписи и истории её возникновения
  • содействовать обогащению словаря
  • развитие пространственной организации движений
  • развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей
  • знать и любить произведения о родном крае
  • воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к традициям северных росписей.

Оборудование и атрибуты:

 

Стульчики по количеству детей, столы для рисования, ковер, шапочка оленя, мольберт, иллюстрации с изображением деревни Палащелье, альбомы «Узоры Северной Двины» и «Мезенская роспись», декоративные тарелочки, аудиозапись Северного Лешуконского хора, песня «Котлас мой, город мой», «Чайный стол» с ростовыми куклами (дед и баба, русский самовар, угощение (конфеты).

Предварительная работа:

Рассматривание предметов мезенской росписи, альбомов, иллюстраций, чтение художественной литературы; слушание северных напевов; рисование элементов мезенской росписи, знакомство с историей происхождения росписи.

Форма деятельности: НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Методы и приемы:

  • словесные: вопросы к детям, рассказ о истории о мезенской росписи
  • практические: роспись тарелки элементами мезенской росписи, выполнение музыкально-ритмических движений
  • наглядные: рассматривание иллюстраций элементов росписи, предметов быта, пейзажной фотографии.

Методы по характеру образовательной деятельности детей:

  • Исследовательский: призван обеспечить творческое применение знаний. В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт поисково- исследовательской деятельности.
  • Частично-поисковый: разделение проблемной задачи на подпроблемы, в результате осуществляют отдельные шаги поиска её решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы осуществляется по окончанию детской продуктивной деятельности.

Ход НОД:

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель: Как вы знаете, ребята, мы живём на Севере. Наш северный край называется Поморье. И сегодня мы с вами побываем в далёкой северной деревне Палащелье, что стоит на реке Мезень. Зайдём в мастерскую, где увидим мезенскую роспись, да напевы северные послушаем.

Ну что, отправимся?

- Добраться до деревни той не просто. Автобусы и поезда туда не ездят. А помогут нам северные олени.

Друг за другом дружно повернитесь, (поворачиваются за воспитателем)

За упряжку крепче вы держитесь! (имитируют упряжку)

(Воспитатель надевает шапочку оленя, муз. рук-ль включает фоновую музыку)

- Мы прямым галопом скачем по лесам и по полям

В спину дует свежий ветер, он не страшен, дети, нам. (дети скачут прямым галопом за воспитателем по залу)

- А вот и деревня, устали с дороги?

Садитесь, пускай отдохнут ваши ноги (предлагает сесть на ковёр в зале)

Давайте сядем поудобней, да песню послушаем о жизни в деревне Палащелье.

Песня «Этот северный край»

- Ребята, какая песня по характеру? Какое настроение она создаёт? О чём эта песня? Что нового вы узнали после прослушивания песни? Чем занимаются местные жители в деревне Палащелье?

(ответы детей) (обращает внимание детей на иллюстрации деревни Палащелье)

-Посмотрите, дети, на иллюстрации, где изображена деревня Палащелье. Какая природа здесь живая, яркая, красивая, речка – прозрачная, чистая. Какой народ задорный, любит праздники отмечать на природе, всей деревней гулять, да веселиться. Обратите внимание на дома резные, узорчатые. Каждый дом в деревне – произведение искусства. Местные жители очень талантливые мастера, расписывают короба берестяные, туеса, сундуки, ложки деревянные. Роспись зовётся Мезенской или как ещё её называют – Палащельской. А какой, ребята, здесь воздух чистый, потому что машин в деревне нет. Ой, вижу, мастерица деревенская к нам спешит.

(Появляется мастерица-воспитатель, одетая по-деревенски, с местным диалектом в речи)

Мастерица: Ой, здравствуйте, гости дорогие. Холодно, морозно сегодня в деревеньке –то нашей, проходите скорей в мою мастерскую. В мастерской моей много тарелок, расписанных мезенской росписью. (дети проходят за столы)

Мастерица: (присела около мольберта с элементами росписи и рассказывает) Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезень. Трудна была их жизнь, занимались они охотой, рыболовством, земледелием. Они не умели читать и писать, а свои мысли передавали в рисунках. Узор наносили на деревянную поверхность щепкой или пером. В работе два цвета-красный и чёрный. Красный-глина, чёрный-сажа. Изображение делится на три части: небесную, наземную, подземную. Так появилась мезенская роспись, или, как еще ее называют Палащельская роспись.

Мезенской росписью люди расписывали различные деревянные вещи, которыми пользовались сами: короба, прялки, туеса, посуду. Вот и в моей мастерской тарелки расписаны мезенской росписью. Да народу-то нынче мало в деревне, не хватает мастеров-то, некому тарелки расписать.

А вы, ребята, хотите стать моими подмастерьями, да помочь тарелки расписать?

(ответы детей)

Но сначала мы подготовим наши пальчики к работе

Пальчиковая гимнастика:

Один, два, три, четыре, пять — наши пальчики будут рисовать.

Возьмите каждый свою тарелку, да распишите знакомыми вам элементами мезенской росписи.

- Ребята, когда мастерицы расписывают, то всегда песни напевают. Напевы северные им узор правильный выбрать помогают. Вот и вы расписывать начинайте, да напевы северные слушайте, запоминайте.

(Звучит фонограмма Северного Лешуконского хора, 10-15 минут дети расписывают тарелки)

По окончании времени, воспитатель накрывает на стол и созывает детей.

- Вот и самовар кипит, ребят он чаем угостит! Ко мне, скорее подходите, да тарелки расписные покажите. (дети несут тарелки и кладут их на стол, вокруг самовара)

Воспитатель: Ребята, что же мы с вами сегодня расписывали? Какой росписью? (мезенская, палащельская). Какими элементами расписывали? (волнистая линия, точки, чередование цветов, ломаная линия). Что означает элемент?

- Помогала ли вам музыка при нанесении узора? А если бы звучал марш, что бы вы нарисовали?

Воспитатель: Какие трудности вы испытывали? Почему? И глядя на ваши тарелки расписные, я хочу прочитать это стихотворение:

«Мезенской роспись зовётся,
В каждом рисунке добро
В сердце твоём отзовётся
Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить:
Оленей, коней, мчащих вдаль,
Лебедя если приметить,
Будет большой урожай.

Росписью той украшают
Из бересты туеса,
Даром своим совершая
Счастья любви чудеса».

- А за старания ваши, ребята, мастерица вас конфетами угощает, от всего сердца добра и здоровья желает (мастерица кланяется). В гостях хорошо, да дома лучше. Нет милее родной стороны, чем город Котлас. Пора возвращаться на Родину. (скачут на оленях обратно домой)

(Звучит фонограмма песни «Город мой, Котлас мой», дети танцуют)

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год