Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада (из опыта работы)
Познание
Автор: Степаненкова Татьяна Александровна   
12.02.2018 01:55

Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада (из опыта работы)Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада (из опыта работы)

Воспитатель: Степаненкова Т.А.

Наш мир стремительно меняется, меняются техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. А раз меняется время, должны меняться и люди. Стране мало послушных исполнителей, нужны люди с новым мышлением, новой мотивацией, новым стилем поведения.

И перед образовательными учреждениями встала такая задача: как воспитать такого человека? Творческого, высокообразованного, духовно-нравственного, спортивного и здорового, а также самостоятельного инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи и реализовывать их.

Так как образование ребенка невозможно без поиска инновационных технологий, которые развивают творчество детей, формируют в них полезные навыки саморазвития и самообразования, то возникает необходимость прибегать к экспериментальной деятельности — методу, направленному наилучшим образом на формирование универсальных знаний у дошкольников.

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения.

 

Целью экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является — создание условий в детском саду для формирования основного целостного мировосприятия ребенка.

Задачи экспериментальной деятельности:

  • расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира (воздух, вода, почва и др.), о грамотном их использовании
  • углублять представления детей о живой и неживой природе
  • формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
  • развивать мышление, память, внимание, речь
  • воспитывать познавательный интерес и эмоционально-целостное отношение к окружающему миру.

Участниками экспериментальной деятельности являются:

  • дети, воспитанники дошкольного учреждения
  • родители, законные представители
  • педагоги дошкольного учреждения.

В каждой группе нашего дошкольного учреждения оборудован уголок «Почемучек», место для проведения экспериментальной деятельности с детьми. В уголке экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста должны быть:

  • разнообразные сосуды
  • природный и бросовый материал
  • разные виды бумаги
  • увеличительные стекла
  • микроскопы
  • магниты
  • пипетки
  • колбы
  • мерные ложки
  • стаканчики
  • различные крупы
  • саль, сахар
  • свечи
  • совочки
  • формы для льда
  • клеенчатые фартуки
  • перчатки
  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
  • серии картин с изображением природных сообществ
  • тематические альбомы
  • коллекции
  • книги познавательного характера.

В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно (под присмотром воспитателя) повторяют опыты, применяя полученные знания, умения и навыки. Большую радость дети получают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, мы способствуем развитию у ребенка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Опыты и эксперименты проводятся разные:

  • демонстрационные (педагог проводит опыт и демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатом)
  • фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках детей)

И те, и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

В организации и проведении экспериментирования с детьми можно выделить несколько этапов:

  1. Постановка задачи.
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Проведения эксперимента.
  4. Обсуждение увиденных результатов.
  5. Формулировка выводов.

Как же ведется работа по экспериментальной деятельности в нашем детском саду?

Т.к. родители, законные представители ребенка, являются участниками образовательного процесса, то работу по экспериментированию я начинаю с анкетирования родителей, о целесообразности проведения опытов и экспериментов в детском саду, проводят ли они дома что-то подобное, хотят принимать участие и оказывать посильную помощь.

Далее, подготавливаю родителям памятки и консультации о пользе экспериментирования, о простых экспериментах с детьми, которые можно провести в домашних условиях.

Составляю перспективный план на год, ориентируясь на программу по ознакомлению с природой, по окружающему миру, на времена года. Понятно, что зимой проще и интереснее проводить эксперименты со снегом, льдом, замерять температуру на улице и в помещении, а весной наблюдать за проращиванием семян, на животворные свойства воды, когда распускаются листья на веточке в воде или появляются корешки у черенков комнатных растений. Но это не значит, что мы слепо следуем этому плану, зачастую эксперименты возникают случайно, исходя из интересов детей. Как вот, например, опыт с фасолью (мы его рассмотрим ниже). Стараемся проводить по одному опыту или эксперименту в неделю, но зачастую, это случается и чаще, т.к. дети непосредственны и любознательны. Сначала мы проводим эксперимент со всей группой, или подгруппой, если эксперимент трудоемкий, чтоб все дети увидели и поняли, а потом в уголке экспериментирования, в свободное время дети могут сами повторить этот опыт, естественно, под наблюдением воспитателя. Очень нам понравился способ фиксирования результатов опытов с помощью лэпбуков, вот здесь нам очень пригодилась помощь родителей в сборе и оформлении материала. Но результат потрясающий, дети в восторге!

Естественно, что интересным и необычным материалом хочется поделиться с коллегами, поэтому в нашем саду часто проводятся мастер-классы для педагогов, представление опыта работы педагогам на педагогических часах. Очень часто у нас идет взаимосвязанная работа с узкими специалистами ДОУ: логопедом и психологом, например, знания, полученные в ходе экспериментирования с песком, дети закрепляют с психологом в сенсорной комнате или проговаривание результатов опытов с логопедом, на его индивидуальных занятиях.

Естественно, что в ходе экспериментальной деятельности, как и в любой другой деятельности, хочется видеть отдачи, результатов работы.

Ожидаемые результаты:

В результате экспериментальной деятельности:

  • у детей повысилась познавательная активность при работе с природными объектами и явлениями
  • дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи.
  • у детей заметно повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения
  • дети теперь самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.

Чем мне нравится экспериментальная деятельность, это тем, что она затрагивает все образовательные области. Все вы знаете, что в 2014 году был принят новый государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. И по новому федеральному государственному образовательному стандарту детская деятельность делится на 5 образовательных областей, это: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие и физическое развитие.

А сейчас, давайте, рассмотрим интеграцию образовательных областей в экспериментальной деятельности на опыте с фасолью. Играя с фасолью и горохом (воспитанникам нравится игра «Золушка», когда фасоль и горох смешиваются и надо их рассортировать), дети обратили внимание, что фасоль твердая. А вот в супе, она мягкая. Почему? Потому что варится в горячей воде. А что будет, если замочить фасоль в горячей воде? Посмотрим. Оставили фасоль до утра в горячей воде. И на другой день обнаружили, что фасоль увеличилась в объеме, поменяла цвет, а самое главное, действительно, стала мягкой до такой степени, что ее можно проткнуть зубочистками и делать с помощью них и фасоли разные фигуры.

Социально-коммуникативное развитие – общение детей, готовность к совместной деятельности, к труду и творчеству.

Познавательное развитие – дети получили представление о свойствах воды и фасоли, делая разные фигуры из фасоли и зубочисток, закрепляли имеющиеся знания о геометрических фигурах, о количестве и числах.

Речевое развитие – обогащение словаря (набухла, увеличилась в объеме) и развитие связной речи в ходе обсуждения экспериментирования.

Художественно-эстетическое развитие – видение красоты полученных фасолевых фигур, зарисовка результатов экспериментирования в дневник наблюдений.

Физическое развитие — развитие мелкой моторики, выявление полезных свойств фасоли, а, следовательно, и правильного питания, которое тоже входит в область физического развития.

Хочу показать вам еще немного опытов и экспериментов, проводимых с детьми. Опыты с водой и песком. Работа по экспериментальной деятельности проводится в нашем саду систематически и вызывает восторг у детей.

Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование — почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы, какой-то степени, даже стать первооткрывателем.

Опыт с фасолью

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 2 (123) выйдет
16 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год