Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»
Познание
Автор: Гапонова Татьяна Михайловна   
22.09.2016 21:36

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»

Программные задачи: Познакомить детей с образом жизни наших предков; формировать понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей; расширить и обогатить словарь детей новыми словами (печь, ухват, чугунок, рушник, прялка, веретено, сундук), а также за счет малых

фольклорных форм: пословиц, поговорок загадок; воспитывать любовь к своей Родине, ее истории, культуре, народу.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; физическое развитие;

Предварительная работа: беседы по теме; чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций по теме.

Материалы и оборудование: макет русской избы с предметами быта русского народа, тесто, каравай (или сдобный хлеб) для сюрпризного момента).

НОД

Дети сидят полукругом.

Воспитатель спрашивает:

- Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России).

Какое красивое название у нашей страны. Вспомните, откуда взялось такое название? (Давно в нашей стране жили люди с русыми волосами, их называли русичами, а страну Русью или Росью. От этого слова и произошло название Россия).

А может быть, слово Россия связано со словом роса такая же светлая, чистая…

Послушайте стихотворение

… «За ясные зори, умытые росами.
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Её по-славянски назвали Россией» …

- Ребята, а какие страны вы еще знаете? (Ответы детей)

- Молодцы! Скажите, кто живет во Франции? (Французы). Правильно. А в Англии? (Англичане). Верно. А мы живем в России, значит мы…? (русские) Правильно ребята. Россия – наша Родина. А как вы думаете, что такое Родина? (Родина – это место, где мы родились, где мы живем). Верно. Есть даже такая пословица: «Где родился, там и пригодился». Вспомните и вы пословицы о нашей Родине, о России. (дети вспоминают пословицы о Родине)

Наша страна большая. В ней много красивых городов, сел, деревень. А мы живем в городе или в деревне? (В городе). А почему вы так думаете? (Ответы детей).

Поднимите руку у кого дома есть телевизор? А холодильник? А у кого по вечерам горит свет? Мы даже себе не представляем, чтобы этого всего у нас не было, верно? Как вы думаете всегда так было? (Ответы детей).

Чтобы нам не гадать я предлагаю заглянуть в прошлое и посмотреть как жили люди в старину. Поможет нам ковер – самолет. Но до него нам надо дойти.

Физминутка.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке…
По тропинке побежим,
К самолету прибежим.

Сядем на ковер мы — самолет
И отправимся в полет…
Садитесь и закрывайте глаза. (Звучит музыка).
Дети открывают глаза и оказываются в русской горнице.

Воспитатель (одетый в русский костюм):

- Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые. Я хозяйка этой горницы Настасьюшка. Проходите, располагайтесь поудобнее. Осмотритесь. Что вы видите в моей избе? (Печку, сундук, лавки).

Но самое главное в моей избе… (пауза)

Летом спит,
Зимой горит,
Щи, да кашу варит,
И тепло нам дарит.

Что это такое? (Печка)

Скажите, зачем она нужна? (Готовить, печь хлеб, греться, отапливать избу, спать, сушить одежду, разные травки и т. д.).

Без печки не представляли себе жизни. И в народе о ней пословицы и поговорки складывали. Я знаю такую: «Догадлив тот хозяин, что на печи избу поставил». А вы знаете? (ответы детей).

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок.

- В каких сказках встречались мы с печкой? Дети вспоминают. Например: печка прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю, в печке прячется козленок от волка, Колобка испекли в русской печи.

Молодцы! Но пока мы с вами разговаривали, тесто мое подошло, пора его в печь сажать. А поможет мне этот предмет. (Воспитатель показывает детям лопату). Он помог и бабушке из сказки достать колобка из печи. Что это такое, на что похоже? (Ответы детей). Этот предмет так и называется лопата. А чтобы хлеб удался, надо сказать такие слова:

Жарко мы натопим печку. (потирают ладони)
Сварим щи, похлебку, гречку. (имитируют еду ложкой)
Подрумянятся в печи (круговыми движениями потирают щеки)
Пироги и калачи. (имитируют выпекание пирожков)

Воспитатель вызывает одного ребенка и вместе с ним «сажает» тесто в печь.

Воспитатель:

-Хлеб сидит у нас в печи, нам сварить осталось щи.

-Ребятушки, а в чем варятся щи? (В чугунке). Правильно. Но чтобы поставить чугунок в печь нужно воспользоваться таким предметом (воспитатель демонстрирует ухват) Может быть кто-то знает, как он называется? (Ухват). А без ухвата нельзя поставить? (Нет, можно обжечься). Верно, ухват нужен для того, чтобы печной жар руки не обжег.

Ну вот, обед у нас в печи. Теперь можно и рукоделием заняться. А рукоделие – это что такое? (То, что делают руками: шитье, вышивание, вязание). А из чего вяжут вещи? (Из ниток). А нитки где берут? (Нитки прядут прялкой или веретеном). Поможете мне ниток напрясть? Спасибо. А чтобы работа спорилась давайте скажем добрые слова:

Ты крутись, крутись, крутись,
Веретенце, не ленись!
Веретенце не ленись,
Пряжа тонкая не рвись. (дети имитируют пряжу ниток на веретене)

-Ниток мы напряли. Что с ними можно сделать? (Связать из них варежки, носочки, кофточки). Правильно. А где в моей избе можно хранить эти вещи? Куда их можно положить? (В сундук). Молодцы! А сундук для чего еще может пригодиться? (На нем можно сидеть и даже спать).

- Вот и хлеб наш готов. Как же нам достать его из печи? (Надо взять лопату, вынуть хлеб из печи и положить его на рушник, длинное вышитое полотенце).

-Много мы дел сегодня сделали. Назовите их (хлеб испекли, обед сварили, ниток напряли.).

- Пора и отдохнуть. Становитесь, будем хоровод водить.

Дети вместе с воспитателем водят хоровод под русскую народную песню «Во поле береза стояла».

(Звучит музыка). Воспитатель:

- Слышите, знакомая музыка зовет вас в дорогу. Но по старой русской традиции я не могу отпустить вас без гостинца. Возьмите каравай из русской печки. (Воспитатель подает каравай одному ребенку).

Дети садятся на ковер — самолет и закрывают глаза.

Рефлексия

- Где вы были? Что видели? Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год