Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Познание
Автор: Мисорина Елена Александровна   
17.11.2015 13:33

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Воспитатель Елена Александровна Мисорина,

МБДОУ «Д/с ОВ № 99»

Россия, Иркутская область, город Братск,

Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне сделать, и я пойму.
Восточная пословица

Появляясь на свет, ребенок становится маленьким исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. [1]

 

В.А. Сухомлинский в свое время писал, «умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Из своего опыта работы могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно знакомить детей с окружающим миром. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети могут всерьёз научиться «важным» вещам. Однако это не так. Детям свойственно постоянно соприкасаться с окружающим миром. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития.

Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета. Например: зелёный цвет — трава, листья, жёлтый цвет — солнце, одуванчики, синий цвет — небо, колокольчики, красный цвет — жучки, и всё другое – разноцветное! Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, расширяются представления об окружающем.

Дети раннего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать. Например: в дидактической игре «Волшебный мешочек» дети, как правило, быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А если в мешочек положить что-то новое, незнакомое, — они его тщательно исследуют, прежде чем назвать и сделать свои выводы (например: если это огурец, то он гладкий, овальный, с бугорками, твёрдый, а если это помидор, то он круглый, гладкий).

Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а я им в этом помогаю. Например: вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски, она стала цветная. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет, сухой песок сыплется, а мокрый нет.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира. Главное, чтобы оно было безопасно для маленького исследователя.

Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями с взрослыми. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми. В своей педагогической практике активно использую несложные игры-упражнения с водой и песком. Можно использовать различные покупные игрушки, но при желании, можно сделать самим игрушки-самоделки. С такими игрушками дети играют с большим удовольствием.

Игра-упражнение «Кораблик».

Сделать кораблик можно из цветной бумаги.

Мы сейчас отправим кораблики в путешествие. Подуйте на свой кораблик. Упражнение «Ветерок».

Затем спросить у детей: Почему кораблик не плывёт?

Игра-упражнение «Цветы открывают лепестки»

Сделать цветок с длинными лепестками можно из цветной бумаги. При помощи карандаша закрутить лепестки к середине цветка.

А сейчас каждый из вас возьмёт цветок и опустит его в ёмкость с водой.

Что произошло с цветами? Буквально на ваших глазах лепестки начнут распускаться. Почему?

Игра-упражнение «Поймай рыбку»

Где же взять рыбок? Их можно сделать из киндер-сюрприза.

Мы с вами сейчас поиграем.

Опускаем рыбок в бассейн с водой, а затем вылавливаем их при помощи сачков, можно обсудить величину улова.

Игра-упражнение «Цветные шарики»

Разноцветные шарики, связанные из полиэтиленовых пакетов, предлагаю покатать в ладонях, опустить в воду, они не тонут, они плавают. Почему? Можно ловить из воды руками или сачком.

Детям очень нравится играть с ними.

Игры с песком «Разноцветные бусы»

В ёмкости с сухим песком перемешиваются большие разноцветные бусы (для усложнения можно взять разного размера), вам нужно найти бусинки и выложить их на тарелочки.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Игрушки хотят поиграть с вами в прятки, закройте глаза, а они спрячутся в песке, а когда я скажу «открываются глаза, начинается игра», вы должны найти их в песке (можно раздувать песок, раскапывать пальцами, пользоваться палочками)

Игра-упражнение «Куличики для мишки»

Возьмите формочки насыпьте в них песок и сделайте для мишки куличики. Получились у вас куличики? (нет) А почему? Потому что песок сухой. Давайте польём его, а сейчас попробуйте сделать куличики. Получились? (да) Почему? Потому что песок мокрый.

Упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» — кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок.

«Ползут змейки» — пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях)

«Бегут жучки-паучки» — двигаем всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяйте по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Много всего интересного можно найди в окружающем нас мире, если сами взрослые будут наблюдательными и фантазерами. Тогда вместе с вами придумывать новые эксперименты будут и ваши дети.

«Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал», писал В.А. Сухомлинский.

Список литературы:

1. Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» //Директор школы. – М. Сентябрь, 2003, №10.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год