Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОНСПЕКТ открытого занятия по экспериментальной деятельности в разновозрастной группе детей с заиканием «В мире песка»
Познание
Автор: Туманова Ирина Ивановна   
12.02.2015 16:51

КОНСПЕКТ открытого занятия по экспериментальной деятельности в разновозрастной группе детей с заиканием  «В мире песка»КОНСПЕКТ открытого занятия по экспериментальной деятельности в разновозрастной группе детей с заиканием «В мире песка»

Воспитатель: Туманова И.И.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с понятием пустыня, ее растительным и животным миром.
  2. Продолжать знакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.
  3. Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем показать, какими свойствами, особенностями и разнообразием обладают песок и глина.
  4. Скачать конспект

Коррекционная работа:

  1. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.
  2. Планирование, построение и оформлению самостоятельных речевых высказываний.
  3. Употребление в речи глаголов в прошедшем времени;

Образование и употребление прилагательных, согласование их с существительными.

 

Ход занятия:

Традиция приветствия:

Здравствуй, небо голубое, здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, матушка земля, здравствуйте, мои друзья.

В: Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу здоровья, хорошего настроения.

 

Дети стоят в кругу. Слышится стук в окно. Воспитатель находит конверт.

В: Что это за конверт?

Кто- то бросил нам в оконце.

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо?

Может это воробьишко?

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку.

На окошко заманил?

В: Ребята, от кого же пришло письмо? Вам хочется узнать? И мне интересно. Только вместо имени отправителя и обратного адреса – загадка.

Загадывание загадки про пингвина.

Вразвалочку хожу, как моряк,

Розовый галстук, серый фрак.

В Антарктиде среди льдин

А зовут меня … п и н г в и н.

В: Правильно отгадали. Письмо действительно пришло от Пингвина. Вот, что он пишет:

«Дорогие ребята! Я живу в Антарктиде. Я устал от холода, а мне так хочется переехать жить туда, где всегда жарко. Помогите мне узнать хоть что-нибудь о самом жарком месте на Земле. С нетерпением жду ваших рассказов и фотографий".

В: Посмотрите, Пингвин свою фотографию нам прислал.

- А где у нас самое жаркое место на Земле? (Пустыня)

- Почему она так называется? (Потому что там пусто)

- Действительно ли там пусто? (Дети рассказывают, находят соответствующие картинки

Называют:

Деревья: саксаул белый и черный,

Растения: верблюжья колючка, заразиха, осока

Животные: джейраны, земляные зайчики, тонкопалый суслик, варан, перевязка, дикий степной кот, верблюды, черепашки, ежи, стрела змея, жук полосатик, тарантул.

Птицы: саксаульный воробей, сыч, соловей тугайный.

В: Все эти фотографии складываем в конверт, чтобы послать нашему любознательному Пингвину. (Воспитатель складывает картинки в конверт)

- Ребята, чего больше всего в пустыне? (Песка)

- Как вы думаете, откуда взялось столько много песка? Как образовалась пустыня?

- Есть версия, что… (воспитатель загибает палец, а дети продолжают предложение)

…на месте, где образовалась пустыня много лет назад было море, которое отступило или высохло.

- Еще считается, что… (дети продолжают) большая часть песка нанесена в пустыню ветром.

В: Ученые считают, что пустыня могла образоваться в результате разрушения гор.

- А вам чего бы хотелось узнать о песке? (Дети задают вопросы воспитателю)

- Какого цвета бывает песок?

- От чего зависит цвет песка?

- Одинакова ли форма песчинок у песка?

- Отличаются ли песчинки по размеру?

В: Чтобы ответить на них, я предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию..

(Дети встают парами и вместе с воспитателем идут в Зимний сад.

(Перед входом в лабораторию воспитатель напоминает детям правила поведения в лаборатории).

Дети подходят к рисунку, на котором изображены горы.

В: Посмотрите на этот рисунок, такие горы давным-давно занимали большую часть земной суши. Закройте глаза. Давайте представим, что мы с вами находимся в горах. Попробуйте почувствовать свежесть горного воздуха…

(Проводится дыхательная гимнастика «Скалы – горы»: вдох - скалы напряглись, выдох - горы расслабились.)

В: Ребята, перед нами камни. Возможно именно эти камни и были когда-то высокими скалами. Давайте рассмотрим их.

(Вначале дети рассматривают большие камни, берут их в руки, определяют на ощупь (гладкие, шершавые, круглые, остроконечные), затем рассматривают камни поменьше. Воспитатель обращает внимание на размер камней (совсем маленькие, крупный песок)

(Во время рассматривания камней, воспитатель поясняет):

В: Под воздействием ветров, дождей, холода и жары крупные глыбы разрушались, измельчались. В результате образовалась галька.

В: Как вы думаете, что происходит после разрушения гальки? (Получается песок)

Вывод: Правильно, песок это то, что осталось от скал и обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушали горы, раздробили камни и превратили их в миллионы мелких песчинок.

В: Ребята, в нашей лаборатории оборудован мини-музее песка. Здесь мы как настоящие исследователи проведем опыты с песком и узнаем о нем много интересного, а заодно ответим на вопросы нашего Пингвина.

- Надевайте спецодежду.(Дети надевают фартуки)

- Вы знаете, что песок бывает разным? (да)

- А какие виды песка вам известны? (речной, морской, карьерный)

- Чем отличается речной песок от карьерного? На первый взгляд они все одинаковы.

Опыт 1. Давайте рассмотрим вначале речной песок под лупой. А, помните вы мне задавали вопросы про песок , сейчас мы найдем ответы на них.

- Какого он цвета? (речной песок серый)

- Одинакова ли форма у песчинок? (есть песчинки овальные, а есть с острыми кончиками)

- Отличаются ли песчинки по размеру? ( речной песок крупный)

В: А теперь рассмотрим карьерный песок.

(У каждого ребенка разноцветный песок)

- Какого цвета песок? (инд. опрос.)

- Как вы думаете, от чего зависит цвет песка? (от цвета глины, которая находится над песком в земле)

- Какая форма у песчинок? (круглая)

- Песчинки карьерного песка какие по размеру? (мелкие)

Вывод: Речной песок отличается от карьерного по цвету, форме, размеру.

 

В: Обратите внимание на многообразие песка в нашем мини-музее.

(Воспитатель берет в руки контейнер с глиной.)

- Как вы думаете, что это такое? (глина)

- Вы уверены? Уж очень похоже на песок… (показывает на контейнер с песком похожего цвета)

- Проверим? (дети соглашаются) Чем же песок отличается от глины?

Опыт 2: возьмите стаканчики с песком и аккуратно насыпьте немного песка на поднос.

- Легко ли сыплется песок? (легко) (дети дуют на песок из трубочек).

- Что происходит с песчинками? (они легко двигаются, сдуваются)

- А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. (глина слиплась в комочки и ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.)

- Затем подуем на комочек глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так быстро, легко, как песчинки? (нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются.

Вывод: Песок рыхлый, песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

В: А в чем вы еще видите отличие между песком и глиной? (песок пропускает воду, а глина нет) давайте убедимся в этом

Опыт 3. В воронку положите кусочек (губки) и заполните сначала песком, а затем и глиной.

(Дети в вдвоем работают, один кладет песок, другой глину. Наливают воду.)

- Из какой воронки вода быстрее исчезла? (из той, где находится песок)

Вывод: быстрее всего вода пробегает сквозь песок. Глина не пропускает воду, ее частички слиплись, и вода не может найти себе место среди них.

В: Ребята, мы с вами уже немало знаем о песке и глине.

- Где используют глину и песок? (из глины делают глиняную посуду, стеклянные и керамические вазы, тарелки.) (речной песок применяют в строительстве, а карьерный употребляется при изготовлении бетона, стекла, наждачной бумаги, фильтров для очищения воды и в песочных часах)

 

В: А, еще песком рисуют картины. Представьте, что мы с вами художники и будем рисовать картины, только вместо красок у нас будет песок.

Перед вами пейзажи давайте украсим их песком.( Дети по 2 человека встают около столов песок 3-х цветов приготовленный, рисуют. Алсу и Руслан используют еще и коктельные палочки. Инд.опрос.)

 

В: Ребята, мы ответили на все вопросы, которые интересовали Пингвина. А ехать ему в пустыню или нет, пусть решает сам. Мы собрали для него много информации и даже фотографии положили в конверт.

- Как вы считаете, сможет ли Пингвин, привыкший жить в холоде, жить в самом жарком месте на Земле? Почему?

 

В: Ребята, вы молодцы, показали себя настоящими исследователями. А на память о нашем занятии, мне хотелось наградить вас значками «Юный исследователь».

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год